Для успешного функционирования организаций потребительской кооперации необходимы эффективные инструменты и механизмы хозяйствования. Экономическая политика организации призвана учитывать многофакторность, многокомпонентность и многовариантность управления хозяйственной системой для достижения намеченных целей и выполнения поставленных задач. При отсутствии у организаций потребительской кооперации обоснованной экономической политики действия руководства и персонала становятся неосознанными и недальновидными.Совершенствование хозяйственных связей предприятий потребительской кооперации является особо актуальной задачей, решение которой выступает важным условием увеличения прибыли. Важное значение имеют разработка и применение новых форм и методов управления, построение новых более прогрессивных и производительных маркетинговых каналов, адекватных рыночным условиям.
Современный этап экономического развития характеризуется переходом от рынков продавца и товара к рынку покупателя, основным отличием которого является не подстраивание сбыта товаров под их производство, а формирование производственных программ в зависимости от объемов и структуры потребительского спроса.
Рынок покупателя требует сложной системы связей между его субъектами, модификации хозяйственных связей, их формирование не только в сфере снабжения и сбыта, но и в сфере обращения и потребления.
Установление хозяйственных связей с различными смежными предприятиями (поставщиками, покупателями) является необходимым условием при осуществлении организациями потребительской кооперации своей предпринимательской деятельности. В условиях рыночных отношений, когда деятельность предприятий строится на принципах самоуправления и самоокупаемости, на первое место выдвигаются взаимоотношения с поставщиками и покупателями продукции с учетом сложившихся на рынке спроса и предложения.
В организации хозяйственных связей личные контакты между коммерческими партнерами являются одним из ключевых моментов функционирования предприятия. Причем, при долгосрочном сотрудничестве необходимо создание отношений доверия.
Решения по организации хозяйственных связей в организациях потребительской кооперации - это постоянные установки на длительную перспективу, из которой вытекает их неизбежный стратегический характер и особые виды взаимосвязей между собой. Решения по установлению хозяйственных связей не подлежат быстрой реализации, так как затрагивают всех участников маркетингового канала распределения товаров, а неправильно принятое решение может оказать негативное влияние на функционирование всей системы, поскольку они самым непосредственным образом влияют на все другие решения в комплексе маркетинга.
Примерами наиболее значимых решений по реализации хозяйственных связей в организациях потребительской кооперации являются следующие виды решений:
- по потребителям - численность, концентрация, размер средней покупки, условия товарного кредита и др.
- по экономическим интересам участника степень контроля над формированием и расходованием прибыли, потребность в сервисе, специализация, эффективность и др.
- по товару - стоимость за единицу, техническая сложность, условия хранения, частота отгрузок, делимость на партии и др.
- по конкурентам - число, концентрация, ассортимент, целевые потребители и др.
- по каналам распределения - прямой или косвенный, количество, уровни, выполняемые функции, традиции, и др.
Организация учета и контроля над оптовыми закупками - важная часть эффективности функционирования хозяйственных связей организаций потребительской кооперации. Целью оперативного учета и контроля оптовых закупок является осуществление повседневного наблюдения за ходом выполнения поставщиками договоров поставки для обеспечения своевременного и бесперебойного поступления товаров в согласованном ассортименте, надлежащего качества и количества.
Таким образом, управление хозяйственными связями необходимо осуществлять, принимая во внимание постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка.