Актуальность информационных систем в управлении предприятиями. Если раньше они автоматизировали процессы учёта, то на сегодняшний день они выполняют функции стратегического управления и обеспечивают конкурентное преимущество организации.
Под системой управления понимается совокупность взаимосвязанных элементов, предназначенных для целенаправленного воздействия управляющего органа на управляемый объект.
Предприятие как организационная система имеет определённую структуру как в управляющей, так и в управляемой системе.
К информационным системам относятся автоматизированные системы управления технологическим процессом, предприятием, корпорацией.
Информационная система представляет собой совокупность трёх элементов: технологии, управления, функциональных подсистем.
Рис. 1. Функционирование информационной системы
В информационной системе необходимо учитывать внешнее окружение в целом, поскольку и та, и другая являются открытыми системами, зависящими от взаимообмена вводными ресурсами и результатами деятельности с внешним миром (рис. 1)
Между организацией и её окружением, между выше и ниже расположенными уровнями, необходим обмен информацией. Обмен информацией в организации можно улучшить, внедрив ИС, которая позволит создать системы обратной связи, регулировать информационные потоки.
ИС классифицируют по следующим признакам: по типу объекта управления; по степени интеграции; по уровню автоматизации управления; по уровню управления; по характеру протекания технологических процессов на объекте управления.
Типы информационных систем представлены на рис. 2.
Рис. 2. Типы информационных систем
В организации выделяют следующие уровни: эксплуатационный, уровень знаний, тактический уровень, стратегический уровень.
Системы эксплуатационного уровня обеспечивают операции учёта и контроля. Системы уровня знаний обеспечивают автоматизацию разработки новых видов продукции, создание и поддержку электронных архивов, извлечение информации и т.д. Системы тактического уровня предназначены, для обеспечения контроля, анализа, управления, принятия решения, и действий средних менеджеров.
Система стратегического уровня представляют собой инструмент помощи руководителя высшего уровня и подготавливают стратегические исследования и длительные прогнозы.
Информационная технология и ИС сами по себе не дают конкурентных преимуществ.
Фирма использует ИТ на трёх различных уровнях конкурентной стратегии: уровень бизнеса; уровень фирмы; уровень отрасли (таблица).
Уровни конкуренции, стратегии, модели и информационные технологии
Уровень |
Стратегия |
Модель |
Информационные сети/информационные технологии |
Отрасль |
Кооперация, лицензия, стандарт |
Модель конкурентных сил, сетевая экономика |
Телекоммуникации, информационное партнёрство |
Фирма |
Синергетика, центр компетенции |
Центр компетенции (core competition) |
Системы знаний, системы орг. управления |
Бизнес |
Снижение затрат, анализ конкуренции, дифференциация |
Цепочка добавления потребительской стоимости (value chain) |
Custom Relationship Management (CRM), Supply Chain Management (SCM), Datamining |