Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Актуальность информационных систем в управлении предприятиями. Если раньше они автоматизировали процессы учёта, то на сегодняшний день они выполняют функции стратегического управления и обеспечивают конкурентное преимущество организации.

Под системой управления понимается совокупность взаимосвязанных элементов, предназначенных для целенаправленного воздействия управляющего органа на управляемый объект.

Предприятие как организационная система имеет определённую структуру как в управляющей, так и в управляемой системе.

К информационным системам относятся автоматизированные системы управления технологическим процессом, предприятием, корпорацией.

Информационная система представляет собой совокупность трёх элементов: технологии, управления, функциональных подсистем.

 

Рис. 1. Функционирование информационной системы

В информационной системе необходимо учитывать внешнее окружение в целом, поскольку и та, и другая являются открытыми системами, зависящими от взаимообмена вводными ресурсами и результатами деятельности с внешним миром (рис. 1)

Между организацией и её окружением, между выше и ниже расположенными уровнями, необходим обмен информацией. Обмен информацией в организации можно улучшить, внедрив ИС, которая позволит создать системы обратной связи, регулировать информационные потоки.

ИС классифицируют по следующим признакам: по типу объекта управления; по степени интеграции; по уровню автоматизации управления; по уровню управления; по характеру протекания технологических процессов на объекте управления.

Типы информационных систем представлены на рис. 2.

 

 

Рис. 2. Типы информационных систем

В организации выделяют следующие уровни: эксплуатационный, уровень знаний, тактический уровень, стратегический уровень.

Системы эксплуатационного уровня обеспечивают операции учёта и контроля. Системы уровня знаний обеспечивают автоматизацию разработки новых видов продукции, создание и поддержку электронных архивов, извлечение информации и т.д. Системы тактического уровня предназначены, для обеспечения контроля, анализа, управления, принятия решения, и действий средних менеджеров.

Система стратегического уровня представляют собой инструмент помощи руководителя высшего уровня и подготавливают стратегические исследования и длительные прогнозы.

Информационная технология и ИС сами по себе не дают конкурентных преимуществ.

Фирма использует ИТ на трёх различных уровнях конкурентной стратегии: уровень бизнеса; уровень фирмы; уровень отрасли (таблица).

Уровни конкуренции, стратегии, модели и информационные технологии

Уровень

Стратегия

Модель

Информационные сети/информационные технологии

Отрасль

Кооперация, лицензия, стандарт

Модель конкурентных сил, сетевая экономика

Телекоммуникации, информационное партнёрство

Фирма

Синергетика, центр компетенции

Центр компетенции (core competition)

Системы знаний, системы орг. управления

Бизнес

Снижение затрат, анализ конкуренции, дифференциация

Цепочка добавления потребительской стоимости (value chain)

Custom Relationship Management (CRM), Supply Chain Management (SCM), Datamining