Глобальный экономический кризис, начавшийся в 2008 г., без сомнения затронул лесопромышленный комплекс России. По данным Минэкономразвития РФ, индекс по лесозаготовке в январе-августе 2009 к соответствующему периоду 2008 г. составил 84,9 %. Падение общих объемов экспорта деловой древесины на 45,6 % произошло преимущественно вследствие уменьшения поставок в основные страны - импортеры российского круглого леса (страны Евросоюза, Японию, Китай). Снижение объемов экспорта пиломатериалов на 5,4 % обусловлено сокращением поставок на европейский и африканский рынки. Кроме того, за рассматриваемый период сократился объем экспорта клееной фанеры (на 6,7 %) и древесной целлюлозы (на 25,2 %). Ситуация обостряется еще и тем, что внутренний спрос на древесину в связи с затяжным кризисом упал [1].
Особое внимание в сложившейся ситуации на уровне предприятия должно уделяться планированию с целью обеспечения наиболее эффективной работы в условиях нестабильной рыночной экономики. В основе планирования деятельности предприятия, обеспечивающего его развитие лежит возможность минимизации внутренних и части внешних рисков лесопромышленных предприятий.
Правильным выбором долгосрочной стратегии развития определяется устойчивая эффективная работа предприятий лесопромышленного комплекса, их экономический рост и развитие.
Сегодня даже крупные заготовительные компании, которые раньше занимались только экспортными поставками круглого леса и успешно на этом зарабатывали, установили собственные лесопильные мощности и увидели, что переработка леса (даже первичная) дает реальные возможности зарабатывать больше. Именно те компании, которые работают на новом усовершенствованном оборудовании, а также те, кто инвестирует в строительство новых мощностей или модернизацию уже работающих, имеют возможность выйти из кризиса с положительным результатом [1].
На сегодняшний день перед многими предприятиями лесопромышленного комплекса стоит задачи разработки антикризисной стратегии, основными подходами планирования которой в условиях кризиса являются:
-
создание и реализация проекта по организации переработки низкокачественной древесины;
-
сохранение гибкости управления производством;
-
создание новых мощностей или модернизация действующих;
-
снижение себестоимости продукции;
-
прекращение производства низкорентабельных изделий.
В рамках выбранной стратегии предприятиям следует разрабатывать тактические планы на один год, затем их разбивать и корректировать по кварталам, уточнять ежемесячно. План должен позволять принимать оперативные управленческие решения в ответ на текущие изменения внутренней и внешней среды.
Таким образом, в условиях мирового финансового кризиса лесопромышленным предприятиям особенно необходимо максимально эффективно распределять свои средства на основе системы стратегического, текущего и оперативного планирования, поскольку одним из основных параметров, от которых зависит благополучие предприятия, является время принятия управленческого решения.
Список литературы
1. Златин Д.А. Лесной комплекс России в условиях мирового финансового кризиса // Вестник Московского государственного университета леса. - Лесной вестник. - 2011. - № 1. - С. 101-103.
2. Шарова С.В. Бизнес-планирование как основа реализации стратегии развития лесопромышленного предприятия // Вестник Московского государственного университета леса. - Лесной вестник. - 2011. - № 1. - С. 199-202.