Планирование является важнейшей функцией управления. В условиях рыночной экономики, обусловленной, прежде всего, конкурентными отношениями, роль внутрифирменного планирования возрастает [1].
Планирование - это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения [5]. Однако планирование - это не просто умение предусмотреть все необходимые действия, это способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть в ходе деятельности организации [3].
Для предприятия планирование является деятельностью высшего порядка, которая нередко приводит к улучшению показателей сбыта и финансовых результатов.
Современная экономика - это среда, где развита конкуренция, где все более быстрыми темпами растет уровень подготовки персонала, и совершенствуются информационные технологии. Вследствие чего современная экономика - это среда, где планирование необходимо вне зависимости от масштабов деятельности предприятия. К сожалению, во многих компаниях планированию уделяется очень мало внимания или оно не уделяется вообще, в связи, с чем происходят такие нежелательные явления, как недостаток денежных средств для обязательных платежей или недостаток товарно-материальных ресурсов, что приводит к замедлению процесса производства и срыву договорных сроков. Для предотвращения стихийных процессов, которые могут привести к неблагоприятному результату, необходимо планирование, направляющее экономику в то русло, по которому предприятие идет к прибыли. Прибыль в данном случае - конечная цель движения. Любая финансово-хозяйственная деятельность осуществляется для получения максимального финансового результата.
Основными элементами построения плана являются: определение перспектив, анализ сложившейся ситуации и определение программы мероприятий для достижения поставленных целей. Взаимосвязь этих элементов направлена на процесс прогнозирования и даже, можно сказать, предвидения.
Политика предприятия представляет совокупность правил, в которых описываются возможные варианты действий предприятия по конкретным областям управления. Планирование призвано улучшить политику предприятия с целью минимизации затрат и получения максимально возможной прибыли.
Как и другим, лесопромышленным предприятиям в настоящее время необходимо максимально эффективно распределять свои ресурсы. Этому будет способствовать система планирования, на основе развития которой у предприятия лесного комплекса появляется реальная возможность минимизировать внутренние и часть внешних своих рисков, сохранить гибкость управления производством. Можно выделить следующие организационные предпосылки планирования:
-
стратегическая сегментация;
-
выделение стратегических зон деятельности;
-
формирование стратегических подразделений в структуре лесопромышленного предприятия [4].
В заключении хочется сделать следующие выводы:
При любой экономической системе, любой форме собственности планирование и прогнозирование деятельности предприятия является объективной необходимостью. Планирование важно в условиях рыночной экономики, потому что позволяет предприятиям:
- устоять в конкурентной борьбе особенно в условиях мирового финансового кризиса;
- закрепить или увеличить свою долю на рынке;
- противостоять влиянию нередко возникающих неблагоприятных внешних факторов;
- максимально эффективно распределять свои средства.
Также следует отметить, что, имея значительные сырьевые возможности, российская лесная промышленность реализует этот потенциал недостаточно [2]. Поэтому в этих условиях, несомненно, значима роль системы планирования для лесопромышленных предприятий.
Список литературы
-
Жариков В.Д. Планирование на предприятии: учебное пособие / В.Д. Жариков, В.В. Жариков. - Тамбов: Тамб. гос. техн. ун-т., 2007. - 53 с.
-
Камко Ю.А. Оптимизация процессов бизнес-планирования и управления ТОИР как один из путей повышения эффективности деятельности предприятий лесной промышленности // Лесной вестник. - 2010. - №2. - С. 105-109.
-
Ляско В.И. Стратегическое планирование развития предприятия: учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во «Экзамен・・, 2005. ‒ 288 с.
-
Шарова С.В. Бизнес-планирование как основа реализации стратегии развития лесопромышленного предприятия // Лесной вестник. - 2011. - №1. - С. 199-202.
-
Яркина Т.В. Основы экономики предприятия [Электронный ресурс]: планирование деятельности предприятия. - Режим доступа: www. aup.ru.