Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Начало становления российской налоговой системы было положено в 1988 году с принятием части первой Налогового Кодекса РФ. В течение этого времени в стране несколько раз менялись принципы подхода к взиманию налогов, и процесс поиска оптимальной и наиболее справедливой схемы еще не завершен. В настоящее время в обществе широко обсуждается введение так называемого налога на недвижимость.

В многочисленных обсуждениях данного вопроса одни ведущие экономисты, ученые, практики приходят к выводу о своевременности введения в РФ данного налога. Их мнение сводится к тому, что рыночный налог на недвижимость будет играть роль «налога на роскошь», сделав тем самым налоговую систему нашего общества более справедливой. Однако, бурное обсуждение данного вопроса, сформировало в обществе и другую (противоположенную) позицию - противников введения данного налога. Основными причинами несвоевременности введения данного налога они называют отсутствие необходимой нормативно-правовой, материальной базы и невозможностью его администрирования на данном этапе развития налогообложения (существенной является неполнота формирования государственного кадастра недвижимости).

На наш взгляд данное противоречие между сторонниками и противниками введения так называемого «налога на роскошь» можно разрешить в рамках уже существующего налогового законодательства, внеся поправки и изменения в основные элементы действующего на территории РФ налога на имущество физических лиц.

В настоящее время плательщиком налога на имущество физических лиц признаются физические ли- ца - собственники имущества: жилых домов, квартир, комнат, дач, гаражей и т.д. Существующие налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц представлены в таблице.

Как видно из таблицы объектом налогообложения является инвентаризационная стоимость имущества, которая не отвечает сложившейся рыночной стоимости недвижимости в РФ. Устарели и ставки дан- ного налога.

Ставки налога на имущество физических лиц

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения

Ставка налога

До 300 000 рублей (включительно)

До 0,1 процента (включительно)

Свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей (включительно)

Свыше 0,1 до 0,3 процента (включительно)

Свыше 500 000 рублей

Свыше 0,3 до 2,0 процента (включительно)

Налог на имущество относится к категории местных налогов. Законодательно субъекты РФ имеют право не вводить на своей территории данный налог, и в ряде регионов он не действует, следовательно, налогоплательщики, проживающие в регионах, где введён данный налог, уплачивают его со своего имущества, а в ряде регионов налогоплательщики освобождены от его уплаты. По сути дела налогоплательщики оказываются в не равных положениях перед налоговым законодательством. Данную проблему можно разрешить, переведя «налог на имущество физических лиц» в разряд федеральных налогов.

Из выше указанного можно сделать вывод, что ныне существующий налог на имущество физических лиц уже устарел и требует серьезных доработок и изменений. Основные из них, перечисленные выше - объект налогообложения, ставки налога и его «статус» по принадлежности к уровню власти. Изменив данные элементы налога можно, не вводя нового «налога на роскошь», привести существующую систему налогообложения физических лиц в Российской Федерации к более справедливому принципу её построения.