Россия - великая страна, богатая лесными ресурсами. При площади около 1690 млн. га. на её территории находятся пятая часть всех лесов мира и половина мировых хвойных лесов. Общая площадь земель лесного фонда и лесов, не входящих в него, составляет в России около 1178,6 млн. га. Это приблизительно 70 % от всей территории страны. Общий запас лесонасаждений превышает 81,6 млрд. куб./м.
Каждый народ любит природу родного края; ее красоту стараются показать художники, композиторы, писатели. Воронежская область богата уникальными лесами, известными всему миру. Это знаменитые Шипов лес, Теллермановская роща, Хреновской и Усманский боры, другие лесные массивы [1]. Долг каждого - восстанавливать, сохранять и увеличивать лесное богатство для нынешних и будущих поколений, так как жизнь без леса немыслима. Однако с каждым годом лес все больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истребляется. Леса являются источником твердой и мягкой (строительной и поделочной) древесины, сырья для целлюлозно-бумажной, гидролизной, лесохимической и других отраслей промышленности и служат местом обитания многих промысловых животных.
Роль ресурсов леса значима как для каждого человека, так и для национального хозяйства в целом. Задача экономики лесного хозяйства - разработка наиболее эффективных направлений использования ограниченных экономических ресурсов, располагаемыми на каждом этапе развития общества, для удовлетворения его растущих потребностей в расширяющемся ассортименте продуктов и услуг леса.
Экономическая оценка лесных ресурсов - это их денежное выражение в конкретных социально-экономических условиях производства, экологических ограничениях и режимах природопользования на хозяйственную деятельность.
Экономическая оценка лесных ресурсов производится для:
-
эффективного использования ресурсов леса;
-
учета стоимости данных ресурсов в составе экономических активов страны;
-
включения показателей экономической оценки природных ресурсов в систему социально-экономических отношений в обществе;
-
разработки путей и планов социально - экономического развития страны;
-
обоснование стратегий рационального использования природных ресурсов.
Без экономической оценки лесных ресурсов невозможны:
-
реализация важнейших законопроектов по переходу экономики страны на рыночные условия хозяйствования,
-
создание равных условий деятельности предприятий независимо от форм собственности; учет экологического ущерба,
-
обоснование нормативов по извлечению данных ресурсов;
-
разработка мер экономического стимулирования, мер по охране лесных ресурсов.
Стоимостная оценка ресурсов леса входит в экономические активы страны, благодаря ей, определяется реальное и потенциальное богатство лесных территорий, затраты на воспроизводство лесов, оценивается реальная эффективность инвестиционных проектов лесопользования, разрабатывается стратегия природоохранной деятельности, создается финансовая система в лесном секторе. Лесные ресурсы, не являющиеся собственностью (в том числе государственной) и отдельные недоступные лесные ресурсы, которые по этим причинам не вовлечены в хозяйственный оборот, не относятся к экономическим активам.
Важным упущением является тот факт, что не вся продукция лесного комплекса оценивается в денежном выражении. К таким неоцененным лесным ресурсам относят пищевые, лекарственные, медоносные, технические и другие хозяйственные группы растений, а также съедобные виды грибов, основными из которых являются: ресурсы кедровых орехов, берёзового сока, дикорастущих грибов и ягод, лекарственных растений, нектаропродуктивность лесонасаждений с участием липы. В Российской Федерации, в отличие от зарубежных стран, все они не подлежат детальному учету, их не выделяют как отдельный ресурс. При этом такие пользования лесом или недревесные растительные ресурсы леса имеют стоимостное выражение и заслуживают более детального изучения. Стоимость данных полезностей леса в отдельных категориях лесов превышает стоимость древесины, в настоящее время, их ценность для общества постоянно растёт. При этом если ресурсы не вовлечены в рыночный процесс, то не возникает проблемы их оценки. Получается, что население пользуется этими полезными функциями лесов бесплатно, что способствует экономически необоснованным отводам и изъятию земель лесного фонда. Результаты научных исследований подтверждают тот факт, что отсутствие экономической оценки недревесных ресурсов негативно сказалось на развитии лесного хозяйства страны.
Применяемые в лесном хозяйстве методологические подходы экономической оценки лесных ресурсов достаточно условны, невозможно провести комплексную оценку недревесных ресурсов леса, так как отсутствует единая система показателей. Данная оценка недревесных ресурсов должна включать в себя сумму оценок земель лесного фонда, лесных ресурсов, имеющих реальную стоимость (грибов, ягод, второстепенных лесных материалов, продукции побочного пользования, охотничье-промысловой фауны) и неиспользование ряда ресурсов, вызванное экологическими и социальными ограничениями. Комплексная экономическая оценка должна включать в себя также фактор времени, так как ценность недревесных ресурсов меняется во времени. Эколого-экономическая оценка ресурса за весь срок его существования, необходима для решения вопроса о воспроизводстве природного потенциала.
Вместе с разработкой методов учета и оценки недревесных ресурсов леса, необходимо проводить исследования по разработке методов и способов прогнозирования урожая различных видов ягодных и плодовых растений.
Важное место в условиях рыночных отношений, занимает точный учет всех полезностей леса, в том числе и недревесных ресурсов, чтобы обосновать стоимость арендной платы за пользование участками лесного фонда.
Количественное выражение денежной оценки лесных ресурсов (ренты) определяется разницей между рыночной ценой лесопродукции и нормативными издержками на её производство, включая предпринимательскую прибыль для поддержания деловой активности.
Лесные таксы следует формировать полагаясь на принципы и требования рационального использования, сбережения и расширенного воспроизводства лесных ресурсов. Они выступают как средство, экономически побуждающее лесозаготовителей и потребителей лесопродукции рационально и рентабельно работать, как экономический регулятор процессов развития и размещения отраслей лесного комплекса.
Корневые цены должны быть оптимальными. В случае низких корневых цен, создаются условия для бесхозяйственного, нерационального отношения к лесам, его обесцениванию, а при слишком высоких - повышается себестоимость лесопродукции, в результате возрастают цены на лесное сырье.
Нормативные значения платы за право пользования лесными ресурсами (лесной налог) выражают право собственника на присвоение части дополнительного дохода, образующегося у лесопользователей лесных ресурсов лучшего качества. Дополнительный доход определяется на основе нормативов платы за право пользования, представляющих процентную ставку от балансовой прибыли. Плату за лесопользование пока вносит лишь лесозаготовительная отрасль.
Неотработанный механизм расчета и изъятия дифференциальной ренты, включения её в цену лесопродукции затрудняет экономическую оценку данного вида ресурса, определение его общественной роли. Лесная рента непрерывно растет, что связано с повсеместной интенсивностью лесопользования.
Государство, являющееся собственником леса, недостаточно выполняет функцию извлечения лесной ренты, которая при больших запасах лесных ресурсов должна играть важнейшую роль в укреплении национальной политики. Рентные платежи пока не стали основным источником лесного дохода. Большая часть лесной ренты идет в карман лесопользователям и криминальным структурами.
Развитие экономических отношений между владельцами лесов и лесопользователями является важным элементом рыночной экономики в лесопользовании. При государственной собственности на леса наиболее приемлемой формой экономических отношений здесь служит аренда лесов. В качестве арендодателя выступают государство или территориальные органы исполнительной власти. Арендаторы - государственные, акционерные, кооперативные, совместные и другие предприятия и организации. Объектами аренды являются лесные участки для осуществления различных видов пользования. Для повышения заинтересованности частных владельцев лесов в воспроизводстве, следует предусмотреть соответствующее финансовое стимулирование, такое как компенсация потерь доходов и налогооблажение. Для осуществления рационального использования и расширенного воспроизводства лесов, их зашиты и охраны, лесные платежи необходимо регулярно пересматривать с учетом экономической (рыночной) коньюктуры.
Совершенствование системы платежей за лесные ресурсы позволит повысить деятельность по охране природы. Критерием платежей за лесные ресурсы должна служить эффективность их использования и воспроизводства, то есть доходы от отпуска леса должны компенсировать затраты на весь цикл лесохозяйственных работ.
Для экономической оценки лесных ресурсов важно учитывать их ценность, которая определяется экономическими и экологическими факторами.
К экономическим факторам можно отнести: востребованность сырья и продуктов изготавливаемых из него на внешнем и внутреннем рынке. Как показывает опыт, недревесные лесные ресурсы и продукты, производимые из них, очень востребованы не внешнем рынке. Но доступность этого сырья влияет на его цену. Лесные ресурсы России теряют свою экономическую ценность из-за природно-климатических особенностей территории и трудностей, связанных со сбором и заготовкой. Таким образом, экологическая ценность лесных ресурсов понижает экономическую ценность. Поэтому Российское сырье не сможет конкурировать с зарубежным на рынке. Истощенность лесосырьевых баз, отсутствие дорожно-строительных материалов, заболоченность, пересеченная местность, выступают как вполне очевидные ограничения - ресурсные, эксплуатационные. К тому же, в связи с распашкой целинных и залежных земель, осушением болот, строительством электростанций и другой хозяйственной деятельностью человека значительно сократились заросли многих ценных видов лесных растений.
Россия - крупнейшая лесная держава мира, которая имеет огромный потенциал для устойчивого развития страны, реализующийся при эффективном использовании лесных ресурсов, на основе применяемой лесной политики и точной экономической оценки лесных ресурсов.
Список литературы
1. Сайт «Лес - наше богатство» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stepanenkoo.narod.ru. - Загл. с экрана.
2. Forest.RU - Всё о российских лесах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.forest.ru. - Загл. с экрана.
3. Зиновьева И.С. Современные пути устойчивого развития лесного сектора в России // Современные направления теоретических и прикладных исследований - 2008: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Т. 10. Экономика. - Одесса: Черноморье, 2008. - С. 73-75.