Незаконный оборот леса в России стоит на втором месте после оборота наркотиков
А. Рассадин, член организации
«Экология и правозащита»
Незаконные рубки являются одной из самых острых проблем российского лесного сектора. По различным данным, на них приходится от 10 до 35 % всей лесозаготовки в стране. В отдельных регионах России нелегальная заготовка древесины либо сомнительное ее происхождение, не подтвержденное официальными документами достигает 50 %.
Незаконная рубка лесов и нелегальный оборот заготовленной древесины наносят огромный ущерб эконoмике, ухудшaют имидж лeсной промышленности России и иностранных государств - потребителей российского круглого леса. Коррупция, нелегальные рубки и торговля нелегально заготовленной древесиной широко распространены в стране, но особенно актуальны для приграничных районов северо-запада, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Основной потребитель такого леса - Финляндия и Китай.
Прежде чем говорить о причинах, объёмах и мерах борьбы с нелегальными рубками, необходимо уточнить сам термин. В узком понимании нелегальные рубки - это рубки, проводимые без разрешительных документов. Согласно широкому определению нелегальные рубки включают в себя и нарушения, связанные с правилами ведения лесного хозяйства.
Oбщeпринятым определениeм незакoнной рубки является определение, зафиксированное в постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения». В данном документе отмечено, что нeзаконная рубка - это рубка деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубка по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубка, осуществляемая не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, но данное постановление в настоящее время утратило свою силу.
Однако международного определения, что такое нелегальные рубки не существует. Например, на юге США считается законной заготовка древесины без одобренного правительством плана развития лесного хозяйства. Но тоже самое противозаконно например в Бразилии. В некоторых странах низкий уровень нелегальных рубок может быть просто из-за недостатков лесного законодательства (в основном странах с недостаточной практикой лесоводства. В качестве универсального определения, к нелегальным рубкам относят заготовку древесины, ее транспортировку, покупку или продажу с нарушением законов.
Что же является основными причинами незаконной вырубки лесов? Причин много. Рассмотрим основные из них, классифицируя по областям.
К социально-экoномическим причинам можно отнести:
- устойчивый рост древесины на внешнем и внутреннем рынках;
- разница в ценах на древесину на внутреннем и внешнем рынках и как следствие, высокая доходность незаконных заготовок;
- бедность и безработица (особенно эта причина остро стоит для сельского населения, жителей лесных деревень и поселков);
- низкий уровень дохода у населения.
К правовым причинам относят:
- несовершенство лесного, уголовного, административного, таможенного законодательства;
- неэффективность лесной охраны или ее отсутствие, нехватка полномочий для достаточной охраны лесов или неправильная ее организация.
Выделяют также ряд межотраслевых и отраслевых причин незаконных рубок:
- недостаточная точность оценки лесных ресурсов;
- низкая эффективность контроля за движением древесины от лесосеки к потребителю;
- отсутствие межведомственного взаимодействия по предотвращению незаконных рубок и нелегального оборота древесины.
Главной же причиной незаконных рубок всегда была и остается бедность и нищета людей в лесных деревнях и поселках, и как следствие безработица. Чаще всего людей толкает на различные правонарушения, в том числе незаконные рубки, неспособность найти законные способы, чтобы прокормить себя и семью, и отсутствие у них средств на переселение в более благополучное место. Ни одна страна в мире не искоренила незаконные рубки, не преодолев бедность сельского населения, сколь бы жесткими наказания за эти правонарушения ни были.
Также нeобходимо отметить и причину нeвыпол- нимых или прoтиворечивых трeбований лeсного законодательства, и связанную с ними коррупционную нагрузку на законных лeсопользователей. Данная проблема знaчительно пoдавляет рaзвитие зaконного лeсного бизнeса и спoсобствует все большему рaзвитию нeзаконного.
Прежде чем планировать организационно-правовые меры по борьбе с незаконными рубками, нужно определить, на какие виды незаконных рубок будет ориентирована эта борьба. В России в настоящее время условно выделяются три основных типа незаконных рубок (границы между этими типами условны).
-
Самовольные рубки, которые осуществляются гражданами для собственных нужд, для мелкой торговли или бартера в пределах населенного пункта, также для собственных нужд. Годовой объем этих рубок приблизительно оценивался на начало 2010 года как минимум в 20 миллионов кубометров. Эти рубки в основном связаны с обеспечением жизненно важных потребностей населения таких как отопление, мелкое строительство и ремонт, в связи с чем их ликвидировать невозможно - но необходимо принять меры к их упорядочению.
-
Самовольные рубки, которые осуществляются гражданами и предпринимателями для продажи или переработки заготовленной древесины, то есть воровство леса с целью получения дохода. Годовой объем этих незаконных рубок можно оценивается приблизительно на начало 2010 года в 10 миллионов кубометров.
-
Рубки, которые проводятся на основании разрешительных документов, но с явными грубыми нарушениями действующих правил. К данному виду нарушений можно отнести заготовку древесины под видом санитарных рубок, рубку лучших деревьев под видом ухода за лесом, сплошные рубки в водоохранных зонах, рубки, нарушающие режим особо охраняемых природных территорий, и другие. Годовой объем древесины, заготавливаемой этими рубками, приблизительно оценивается на начало 2010 года в 20 миллионов кубометров. Ущерб, наносимый этими рубками, связан не только с неучтенной заготовкой древесины, но и расстройством оставляемых после них лесных насаждений. Леса, подвергшиеся подобным «санитарным рубкам» или «уходу» (а это в основном лучшие деревья или лучшие насаждения), в основном, теряют биологическую устойчивость и продуктивность, и могут надолго выбыть из хозяйственного использования.
Именно незаконные рубки третьего типа причиняют максимальный вред лесам и лесному хозяйству России. Они наносят огромный материальный ущерб лесам и ведут к деградации всего лесного хозяйства вплоть до его полного исчезновения.
К сожалению, государственные органы часто вообще незаконные рубки третьего типа не рассматривают как незаконные - происходит смешения понятий «незаконная рубка» и «самовольная рубка». Поэтому в большинстве регионов принимаемые меры по борьбе с незаконными рубками оказываются направленными против самовольных рубок первого и второго типов, которые обычно играют не главную роль в разорении лесов, и являются не основными источниками коммерческой древесины незаконного происхождение.
Государство признает, что в России проблема нелегальных лесозаготовок и торговли лесом имеет существенные негативные последствия для многих сфер деятельности и принимает определенные меры.
Российская Федерация инициировала процесс ENA FLEG (Европейскосевероазиатский процесс по совершенствованию практики правоприменения и управления в лесном секторе. Россия осуществляет ряд мероприятий в рамках взятых на себя обязательств:
-
активно участвует в международных совещаниях по обсуждению проблемы нелегальной лесозаготовки;
-
разрабатывает и внедряет систему мер по отслеживанию древесины;
-
осуществляет дистанционный мониторинг лесов с применением аэрокосмических методов и ГИС - технологий, организует выездные собрания для рассмотрения результатов мониторинга в регионах
-
проводит проверки состояния лесного фонда и организацию лесопользования в субъектах РФ.
Россия реализует и программы по предотвращению незаконного оборота древесины на среднесрочную перспективу. Например, Министерством сельского хозяйства РФ был утвержден «План по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины в Российской Федерации на 2010-2011 годы» также была создана Комиссия по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины.
Меры по борьбе с нелегальным оборотом древесины активно ведет и поддерживает и Всемирный фонд дикой природы (WWF). Одним из ключевых направлений деятельности WWF стала деятельность по сокращению объемов нелегальной заготовки леса на национальном и региональном уровне. Работа по этому направлению ведётся по проекту в рамках партнерства WWF-IKEA. В рамках этого направленияWWF проводит:
- изучение схем перемещения экспортируемой древесины;
- анализирует официальные данных по объемам поставок леса;
- анализирует породный состав экспортируемой древесины на предмет наличия ценных пород;
- анализирует деятельность компаний лесного сектора и их экологическую политику.
Несмотря на активную борьбу с незаконной рубкой леса и нелегальным оборотом древесины значительными сохраняются объемы незаконно заготовленной древесины в Иркутской области (265,8 тыс. куб. м), Красноярском (145,1 тыс. куб. м), Пермском (82,9 тыс. куб. м) краях, Свердловской (79,6 тыс. куб. м), Архангельской (75,6 тыс. куб. м) областях, Приморском (61,0 тыс. куб. м), Хабаровском (53,4 тыс. куб. м) краях. Положительные результаты по снижению объемов незаконных рубок наблюдаются в Брянской, Владимирской, Костромской, Ярославской, Смоленской, Ленинградской, Вологодской, Ульяновской, Кировской, Амурской, Нижегородской областях и других (данные за 2010 год).
Что касается Воронежской области, то здесь по-прежнему самая высокая доля экологических преступлений приходится на незаконную рубку леса, и объем данных правонарушений имеет тенденцию к росту (За 2010 год было зафиксировано 151 незаконная рубка, а на начало 2011 этот показатель составлял уже 63 нарушения).
Проанализировав основные причины, виды и проводящиеся мероприятия по борьбе с незаконной рубкой леса и нелегальным оборотом древесины, можно определить ряд мер, способствующих быстрому сокращению объемов незаконных рубок в ближайшие годы. В частности, необходимо сделать следующее:
- бороться с социальным неблагополучием жителей лесных деревень и поселков, и сельского населения в целом (безработицей, бедностью);
- реорганизовать и повысить эффективности работы Государственной лесной охраны;
- внедрить эффективных систем за происхождением древесины;
- повысить взаимодействия контролирующих структур;
- создать эффективные пути сообщения «лесосека - покупатель»;
- сформировать экспертную группу для ревизии важнейших нормативно-правовых актов лесного хозяйства на предмет выявления явных ошибок, положений, которые способствуют развитию коррупции или препятствуют развитию малого бизнеса, и других, нуждающихся в незамедлительном исправлении, с внесением и утверждением соответствующих изменений;
- повысить ответственность (как административную, так и уголовную) за незаконный оборот леса.
Несомненно, что с учетом отмеченных мер, совместными усилиями заинтересованных в наведение порядка в лесном секторе сторон удастся добиться желаемого результата.
Список литературы
1. «Консультант плюс» - Общероссийская Сеть распространения правовой информации: информационно поисковая система [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
2. Всемирный Фонд Дикой Природы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wwf.ru.
3. Зиновьева И.С. Современные пути устойчивого развития лесного сектора в России // Современные направления теоретических и прикладных исследований - 2008: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Т. 10. Экономика. - Одесса: Черноморье, 2008. - С. 73-75.