Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Предусмотренная лесным законодательством система мер, направлен­ных на организацию рационального использования и воспроизводство ле­сов, их охрану от загрязнения, истощения и уничтожения, защиту от пожа­ров, вредителей и болезней, образуетпонятие правовой охраны лесов.

Охрана и защита лесов может осуществляться базами авиационной охраны лесов, государственной лес­ной охраной и другими организациями лесного хозяйства. Она проводится наземными, а также авиационными методами.

К числу главных мероприятий по охране и защите леса относятся мониторинг лесов, учет и ведение лесного кадастра, разработка и осуществление государственных федераль­ных программ, связанных с развитием лесного хозяйства и лесопромышлен­ного комплекса страны, а также государственный контроль за состоянием, использованием, охраной и воспроизводством лесов.

Главное значение для охраны леса имеют основные требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. На организации, которые ведут охранную деятельность, возлагаются следующие обязанности по учету лесного фонда, контроль над проведением работ, выполняемых лесопользователями, пресечение нарушений норм и пра­вил лесопользования, по противопожарному и санитарному обустройству тер­ритории лесного фонда. Они также должны осуществлять уход за лесом, мероприятия по восстановлению лесов и лесоразведению, по улучшению породного состава и качества лесов, осуществлять борьбу с вредителями и болезнями леса.

В системе органов управления лесным хозяйством в целях осуществления деятельности по обеспечению сохранения экологического и биологического потенциала лесов, соблюдения правил использования, воспроизводства, охра­ны и защиты лесов организована специальная служба - государственная лес­ная охрана. В ее полномочия входит обеспечить охрану и защиту лесов, осуществлять государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, а также за организацией пользования лесным фондом. Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, Рослехоз и его территориальные органы обеспечивают осуществление мероприятий по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и болезнями леса и лесными пожарами, привлекают для их тушения работников, противопожарную технику и транспортные средства коммерческих и некоммерческих организаций, а также население.

Органы государственной власти субъектов РФ, Минприроды и его территориальные органы запрещают в необходимых случаях на период высокой пожарной опасности в лесах посещение гражданами лесов и въезд в них транспортных средств, а также определенные виды работ на отдельных участках лесного фонда. Порядок привлечения граждан и юридических лиц к тушению лесных пожаров определяется органами государственной власти субъектов РФ.

Можно рассмотреть методы защиты для каждой проблемы.

От вредителей и болезней виды лесозащитных мероприятий отличаются применяемыми технологиями и средствами. Осуществление защиты лесов включает следующие мероприятия: проектирование и проведение профилактических мероприятий по защите лесов от вредителей и болезней; санитарно - оздоровительные мероприятия; проектирование и осуществление истребительных мероприятий в очагах вредителей, болезней леса; мероприятия по защите лесной продукции, в том числе заготовленной древесины и лесоматериалов; лесопатологический мониторинг, в том числе надзор за развитием вредителей, болезней леса и повреждением лесов, питомников, постоянных лесосеменных участков и плантаций; специальные экспедиционные лесопатологические обследования; контроль за исполнением нормативных требований лесозащиты при ведении лесного хозяйства и лесопользовании, инспектирование санитарного состояния лесов.

В настоящее время методы защиты леса и растений в др. объектах лесного хозяйства и лесной продукции от вредителей и болезней подразделяют на следующие:

  1. лесопатологический мониторинг;
  2. карантинные мероприятия;
  3. лесохозяйственные методы защиты леса;
  4. биологические методы защиты леса;
  5. генетические методы защиты леса;
  6. химические методы защиты леса;
  7. использование феромонов и аттрактантов;
  8. физико-механические методы защиты леса;
  9. интегрированные методы защиты леса.

Многие из них имеют многоцелевой характер и выполняют одновременно профилактические и истребительные функции.

Чаще всего в защите растений от вредителей и болезней используются: сбор и уничтожение насекомых на разных фазах их развития (соскабливание кладок яиц, раздавливание личинок, срезание паутинных гнезд и пораженных побегов и др.); применение приманок и создание условий для концентрации насекомых и последующего их уничтожения; устройство преград (накладывание клеевых колец на деревья, сооружение ловчезаградительных канав); вылавливание насекомых при помощи ловушек различных конструкций, в т.ч. светоловушек; удаление больных растений или их отдельных органов, сбор и уничтожение плодовых тел дереворазрушающих грибов, выявление и уничтожение растений - промежуточных хозяев возбудителей болезней, сбор и сжигание опавшей хвои и листьев, термическая обработка почвы и древесины, санитарная обрезка ветвей, зачистка рани лечение дупел, окорка и обжигание пней, механическая обработка почвы и др.

Ряд правовых, организационных, технических, лесохозяйственных и др. мероприятий, направленных на предупреждение возникновения лесных пожаров, снижение пожарной опасности в лесу, повышение пожароустойчивости лесов, своевременное обнаружение лесных пожаров и тушение лесных пожаров. Работы по охране леса от пожаров проводят с учетом биологических, экономических, экологических и др. особенностей. Леса России подлежат охране от пожаров в соответствии с Лесным кодексом РФ. Охрана леса от пожаров производится наземными и авиационными методами и базами авиационной охраны лесов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства. Основными задачами охраны леса от пожаров является предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения и тушение. Чтобы не допустить возникновения лесных пожаров и борьбы с ними, органы исполнительной власти совместно с органами управления лесным хозяйством: организуют разработку и выполнение предприятиями, учреждениями и организациями, на которые возложена охрана и защита лесов, а также лесопользователями мероприятий по профилактике и противопожарному устройству лесов; до того как начинается пожароопасный сезон утверждают оперативные планы борьбы с лесными пожарами; утверждают порядок привлечения населения, работников сельскохозяйственных формирований, а также противопожарной техники, транспортных и др. средств предприятий, учреждений и организаций для тушения лесных пожаров; предусматривают на период высокой пожарной опасности в лесах создание из привлекаемых сил и средств лесопожарных формирований и обеспечивают их готовность к быстрому выезду в случае возникновения лесного пожара; оказывают помощь в строительстве и ремонте дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых при работе по охране лесов, выделяют на пожароопасный сезон в распоряжение государственных органов лесного хозяйства в качестве дежурного транспорта необходимое количество автомобилей, катеров и др. транспортных средств с запасом горючего; регулярно освещают в печати, по радио и телевидению вопросы охраны лесов, соблюдения правил пожарной безопасности в лесах. Эти мероприятия подготавливают, согласовывают и выполняют органы лесного хозяйства от имени соответствующих органов власти.

Государственный пожарный надзор в обеспечении охраны леса от пожаров осуществляется должностными лицами государственной лесной охраны РФ в виде контроля над соблюдением гражданами и юридическими лицами правил пожарной безопасности в лесном фонде.

Непрекращающиеся проблемы в области государственного управления лесами ведет к дальнейшему ухудшению ситуации с охраной лесов. Сейчас органы управления лесами и государство в целом способны более или менее эффективно противостоять проблемам защиты леса. В зависимости от ряда региональных особенностей, уровень охраны лесов может быть несколько более высоким или более низким, но совершенно благополучных в этом отношении регионов в стране практически нет. 

Для того чтобы существенно повысить уровень охраны лесов России, необходимо принятия ряда решительных мер, в том числе требующих внесения изменений в лесное и смежное законодательство и выделения необходимых средств из федерального бюджета. В противном случае с каждым последующим годом ситуация будет лишь ухудшаться.

Список литературы

  1. Зиновьева И.С. Современные пути устойчивого развития лесного сектора в России // Современные направления теоретических и прикладных исследований - 2008: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Т. 10. Экономика. - Одесса: Черноморье, 2008. - С. 73-75.
  2. Зиновьева И.С. Проблемы предупреждения и ликвидации последствий лесных пожаров // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. - 2011. - №2. - С. 25-28.
  3. http://www.umocpartner.ru - Научно-исследовательский и аналитический центр экономики леса и природопользования.
  4. http://www.rosleshoz.gov.ru.