В перечне актуальных проблем развития лесного хозяйства Российской Федерации немаловажную роль занимает проблема сохранения резервных лесов.
Согласно ст. 109 ЛК РФ:
-
К резeрвным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины.
-
В резeрвных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов.
-
Допускается использование резервных лесов без проведения рубок лесных насаждений. Проведение рубок лесных насаждений в резервных лесах допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам, за исключением случаев проведения рубок лесных насаждений в резервных лесах при выполнении работ по геологическому изучению недр и заготовке гражданами древесины для собственных нужд (часть третья в ред. Федерального закона от 22.07.2008 № 143-ФЗ) [1].
Внесение изменений в лесное законодательство относительно размещения объектов капитального строительства в лесах водоохранных зон и запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов, в целях геологического изучения и разработки месторождений природных ископаемых, вызвало ряд вопросов и противоречий. Фактически, новая редакция Лесного Кодекса легализует уничтожение лесных насаждений, в том числе и резервных лесов. Дмитрий Медведев подписал принятые Госдумой поправки в Лесной кодекс и в закон об охоте.
Что бы понять, насколько значимы данные изменения, остановимся на роли резервных лесов для экономики страны. Бесспорно, экономический потенциал запасов российского леса велик, однако вклад лесного сектора в экономику страны не соответствует потенциалу. Известно, что две трети лесосырьевого потенциала, то есть резервных лесов, России сосредоточено в районах Крайнего Севера, лес является основой жизнеобеспечения значительной части населения Севера России. Однако, учитывая огромную площадь резервных лесов и недостаточное развитие инфраструктуры в отдаленных районах Сибири и Дальнего Востока, они не все могут быть признаны управляемыми. В лесах, относящихся к категории резервных, хозяйственная деятельность не проводится, а меры по их охране и защите осуществляются не в полном объеме. Потому управляемые леса России не включают резервные. В настоящее время к управляемым лесам относится 78 % покрытых лесом земель лесного фонда.
Около 80 % лесов, предназначенных для лесозаготовок, находится к востоку от Урала, но заготавливается там лишь 1/3 древесины. Причиной этому служит удалённость лесов от промышленных центров и потребителей, а также отсутствие транспортного сообщения. Именно такие леса относятся к резервным. В Сибири и на Дальнем Востоке резервные леса расположены в пределах Красноярского края, Камчатской и Магаданской областей, республик Саха (Якутия) и Тува. В европейской части страны и на Урале, где находится лишь 20 % российских лесов, заготавливают 2/3 всей древесины. Поэтому здесь количество лесов катастрофически уменьшается.
Так же, острой проблемой является затруднительный учет площади резервных лесов, на значительной части которых в районах Севера ведется интенсивная хозяйственная деятельность. Коренному населению северных районов приходится арендовать оленьи пастбища на территории резервных лесов, что противоречит самой природе осуществления северного оленеводства. В итоге, все вышесказанное приводит к злоупотреблению и ограничению использования местным населением оленьих пастбищ.
Но все же, наиболее острой проблемой дня остается принятие поправок в лесном законодательстве. Как было отмечено ранее, Рослесхоз подготовил проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, размещаемых на землях лесного фонда, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов». Можно сказать, что данное постановление направлено на легализацию застройки лесов. Если оно будет окончательно принято, в лесах, в том числе и в резервных можно будет строить практически любые объекты. При использовании лесов для осуществления работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых строить можно будет практически все, в том числе на огромных площадях резервных лесов: производственные здания, площадки, склады, скважины, базы, дороги, автостоянки, трубопроводы, карьеры, очистные сооружения, гаражи, порты и т.д. При использовании лесов для других видов деятельности можно будет строить в лесах более ограниченное количество разнообразных объектов, но и оно, тем не менее, весьма велико.
Перечни объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, размещаемых на землях лесного фонда, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов весьма странные, комментирует Лесной форум Гринпис России, но они отражают общий подход органов государственной власти к лесу: «лес - это участок земли, который проще всего использовать для какого угодно строительства, который лишь по недоразумению занят древесной растительностью и используется для лесного хозяйства». Что касается резервных лесов, то использование их весьма затруднительно, так как природные условия их произрастания не позволяют произвести их быструю разработку. Расположение в достаточной удаленности от промышленных центров и отсутствие транспортных путей, как было сказано выше, пока что не позволят в полной мере осуществить на практике все нововведения законодательства в области лесного хозяйства. Но это лишь вопрос времени...
В складывающейся ситуации вопрос о сохранении резервных лесов Российской Федерации встает достаточно остро. С окончательным принятием новой редакции Лесного Кодекса будет необходим строгий контроль и надзор за правомерностью использования, освоения и вырубок резервных лесов.
Сохранение данной категории лесов - одна из первоочередных задач современного лесного хозяйства, ведь именно резервные леса несут в себе огромный потенциал для экономики нашей страны.
Список литературы
-
Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 18.07.2011). - Консультант плюс.
-
Зиновьева И.С. Современные пути устойчивого развития лесного сектора в России // Современные направления теоретических и прикладных исследований - 2008: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Т. 10. Экономика. - Одесса: Черноморье, 2008. - С. 73-75.