Перед принятием нового Лесного кодекса в обществе развернулась обширная дискуссия. Противники документа утверждали, что ликвидация государственных лесхозов может привести к сокращению кадров и отсутствию научного подхода к ведению лесного хозяйства. Сторонники доказывали обратное: Кодекс позволит лесопользователям разрабатывать и внедрять инновационные проекты в сфере переработки, проводить лесоустроительные работы. От чего в конечном итоге выиграют все.
С принятием нового Лесного кодекса можно на практике посмотреть, как реализуются его нормы, рассмотреть плюсы и минусы для природы и бизнеса, которые принес с собой этот документ.
В 2011 году продолжаются работы по разработке новых технологий получения продуктов из древесины, таких как биотопливо, наноцеллюлоза, биоразлагаемые полимерные материалы и другие. Достижение целевых показателей предусмотренных стратегией развития лесного комплекса РФ возможно лишь в случае успешной реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Активизировать инвестиции в лесной комплекс помогло постановление Правительства РФ от 30.06.2007 № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» (ред. от 08.06.2011). В настоящее время данный перечень проектов включает 99 проектов с объемом заявленных инвестиций 411,8 млрд. руб. и объемом перерабатываемого сырья 72,0 млн. куб. м.
С момента запуска механизма приоритетных проектов в область освоения лесов в их реализацию инвестировано 148,9 млрд. руб., в том числе в 2011 году 15,7 млрд. рублей. Только с 2009 по 2011 годы введен в эксплуатацию 21 приоритетный инвестиционный проект с объемом инвестиций 65,7 млрд. рублей, в том числе в 2011 году - 4 проекта с объемом инвестиций 6,9 млрд. рублей.
Наибольшую активность проявили предприятия Северо-Западного федерального округа - 27 проектов, Сибирского - 23, Приволжского - 15. Не смотря на это, лидирующую позицию по размеру инвестиций в проекты занимает Сибирский федеральный округ - 171 млрд. рублей, Северо-Западный - 100 млрд. рублей и Центральный - 67 млрд. рублей, на долю которых в целом приходится 82 % от общего объема инвестиций в проекты.
В лесопромышленном комплексе также реализуются инвестиции по проектам с допустимым отставанием (50 проектов с общим объёмом инвестиций 110 млрд. руб.) и 49 проектов со значительным.
В целях совершенствования механизма реализации приоритетных инвестиционных проектов внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» (ред. от 08.06.2011). Эти изменения позволят более конкретно обозначить условия резервирования лесных участков, уточнить и установить плату за лесные ресурсы после завершения льготного периода, а в случае исключения из перечня приоритетных проектов позволят оперативно контролировать ход реализации проекта.
Следует отметить, что развитие лесопромышленного комплекса тормозит отсутствие развитой лесной инфраструктуры и контроля над незаконной заготовкой древесины. Механизм по реализации приоритетных инвестиционных проектов оказывает большое влияние на развитие лесопромышленного комплекса.
Увеличение инвестиционных вложений в создание новых возможностей по улучшению и выпуску конкурентоспособной лесобумажной продукции находятся на стыке лесного хозяйства и лесопользования, а именно в части:
- приведения в соответствие заявленного состояния лесосечного фонда, при формировании лесного участка для реализации инвестиционных проектов, фактическому состоянию;
- развития инфраструктуры лесопользования, в первую очередь лесных дорог;
- приведения в соответствие затрат арендаторов на ведение лесного хозяйства с уровнем платежей за лесные ресурсы;
- упорядочения мер борьбы с незаконной заготовкой древесины.
Любые виды использования лесов на лесных участках, такие как охрана, защита и воспроизводство не возможны без создания лесной транспортной сети. В настоящее время отсутствие достаточного количества лесных дорог является острейшей проблемой, тормозящей развитие всего лесного комплекса. Она затрагивает и лесохозяйственный и лесопромышленный сектора.
В Лесном кодексе и в подзаконных актах к нему не прописан механизм создания лесных дорог, однако разрешается их создание при любых видах использования лесов. В связи с этим на практике возникает много вопросов при реализации этого положения Лесного кодекса. Нет ясности, при каких условиях юридическое лицо имеет право создать лесную дорогу. Лесные участки являются государственной собственностью и передаются в аренду на определенный срок. В том случае, если арендатор лесного участка построил лесную дорогу на собственные средства и надобность в ней у арендатора отпала, не определено кому будет принадлежать построенная дорога и кто компенсирует затраты на ее создание. Хотя дорога находится в эксплуатационном состоянии и может использоваться как для охраны, защиты, воспроизводства лесов, так и других целей.
С появлением нововведений в лесной промышленности наблюдается позитивная динамика в инвестиционном плане. Лесная сфера начинает развиваться на современном уровне. Таким образом, лес - это прекрасная сфера для инвестирования, позволяющая сохранить и приумножить капитал.
Список литературы
1. О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов (ред. от 08.06.2011): постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 419. - Консультант Плюс - законодательство РФ, кодексы и законы в последней редакции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.
2. 10 Forest.RU - Всё о российских лесах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.forest.ru.
3. Зиновьева И.С. Современные пути устойчивого развития лесного сектора в России // Современные направления теоретических и прикладных исследований - 2008: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Т. 10. Экономика. - Одесса: Черноморье, 2008. - С. 73-75.