В начале 1918 года был учрежден государственный контроль над всеми видами страхования, кроме социального, в конце указанного года и вовсе объявили страхование государственным достоянием республики, а все частные страховые компании и общества были ликвидированы. Указанные меры были фактически вынужденными, поскольку страховщики организовали саботаж новой власти, предпринимались попытки переправить капитал заграницу.
В 1919 году было упразднено страхование жизни, а в 1920 году - государственное имущественное страхование. На смену этим видам страхования пришла организованная государственная монополия на оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий.
В начале реализации новой экономической политики (НЭПа) страхование постепенно начало восстанавливаться. В составе Наркомфина было организовано Главное управление государственного страхования - Госстрах, на которое возложили руководство за деятельностью по добровольному страхованию. С этого времени начинается история деятельности государственной страховой организации.
В начале 20-х гг. в страховании была взята цель на привлечение как можно большего числа народа в страховые правоотношения, началась массовая агитация населения.
В 1925 году страхование во всех его видах вновь было объявлено государственной монополией. Финансовые вливания в экономику в этот период времени были очень малы, практически ничтожны, это отразилось и на страховании. К концу 1929 года страхованием жизни было охвачено около 500 тыс. человек. Указанная цифра, несомненно, очень мала.
В 1930 году в завершение НЭПа была проведена налоговая реформа, которая послужила толчком к изменению страховой политики: страхование имущества государственных предприятий было прекращено, а страховые взносы стали включаться в налог с оборота. В том же году стало проводиться групповое страхование жизни. Оно позволило сделать страхование почти массовым. Количество застрахованных составило почти одну треть от рабочих и служащих страны.
Просуществовало коллективное страхование относительно недолго, так как оказалось в предвоенные годы убыточным. Некоторые виды страхования были ликвидированы. Угасание интереса и потребности в страховании объяснялось еще и начавшимися в стране репрессиями.
Количество страховых операций значительно уменьшилось в связи с начавшейся войной.
Денежная реформа 1947 года способствовала укреплению финансовой системы страны, что естественным образом отразилось на росте экономического значения государственного страхования. Все больше расширялись внешнеторговые связи государства, которые увеличили объем страхования грузов. Для этого в том же году было создано Управление иностранного страхования СССР - Ингосстрах.
В 50-е годы наблюдался значительный рост операций личного страхования, началось ускоренное развитие смешанного страхования жизни, а также существенные изменения были внесены в добровольное имущественное страхование государственных учреждений.
Начало 1960-х гг. ознаменовалось рядом реформ. В страховом деле к этому времени относят первую попытку принятия закона об обязательном страховании автогражданской ответственности, который был отклонен. Доходы населения в это стабильное время росли, снова увеличился интерес к страховому делу, для этого были разрабатаны новые виды страхования, как личного, так и имущественного.
Стремительные темпы набирало смешанное страхование жизни, имевшее свои новшества, одним из которых было страхование детей. Срок страхования был связан с дожитием застрахованным ребенком 18-летнего возраста, и такое страхование носило сберегательный характер. Еще одним новым видом страхования, заинтересовавшим население, стало страхование к бракосочетанию (свадебное).
Отличительной чертой этого времени было массовое переселение из деревни в город. Одной из мер предотвращения этого стала реформа сельскохозяйственного страхования, проведенная в 1979 году.
В результате ее был усовершенствован порядок проведения страховых операций. В обязательном порядке от большинства всевозможных рисков застраховывалось почти все имущество колхозов. Уже позднее в 80-е годы государственным обязательным страхованием помимо колхозов охватывались и все совхозы.
Страховые органы делали попытки вовлечь в страховые правоотношения все большее число граждан. Для этого разрабатывались новые виды страхования, расширялся пакет страховых услуг, совершенствовались условия страховой деятельности, укрупнялась и материальная база Госстраха. В вузах страны готовили специалистов по страховому делу, что, соответственно, сказывалось на бурном росте страховых органов.
Но к середине 1980-х гг. у руководства страны накопилось достаточное количество экономических проблем, и уже в конце десятилетия некоторые виды страхования были объявлены бесперспективными и были отменены. Переход на рыночные отношения и развитие предпринимательской деятельности полностью изменили организацию страхового дела в стране.
Таким образом, на протяжении длительного периода времени (более 60 лет) страхование являлось государственной монополией в нашей стране. Несмотря на то, что страховщики стремились совершенствовать свои услуги, привлекать новых клиентов, в вузах велась подготовка специалистов, единая страховая компания была легко управляема, не вставал вопрос о страховом мошенничестве, монополия страхования имела множество недостатков, которые перевешивали ее преимущества. Один из этих недостатков - неспособность гибко реагировать на изменения в экономике. И, конечно же, о какой-либо конкуренции не могло быть и речи, да и перечень страховых услуг был невелик. Страховое дело в стране развивалось хаотично. В нормативной базе стабильности не было. Многие законодательные инициативы в сфере страхования, принятые и активно действовавшие за рубежом, в нашей стране не находили должного отклика. Низкий экономический уровень населения страны не оставлял людям денег на страховые взносы и не вызывал какой-либо интерес к страховому делу, долгое время не давал гражданам осознания пользы страхования. Госстрах, будучи монополистом, диктовал свои правила, но не все принимали их.