Важным направлением проводимых в России преобразований является совершенствование системы управления, вызванное необходимостью стабилизации социально-экономической ситуации в стране. Одним из показателей стабильности и благополучия жизнедеятельности общества является эффективное функционирование жилищно-коммунальной сферы, которая на современном этапе характеризуется институциализацией новых управленческих практик и социальных взаимодействий.
В условиях по-прежнему высокого уровня монополизации в системе ЖКХ, неопределенности ценовой политика на услуги, неэффективности системы управления, непрозрачности принимаемых решений и бесконтрольности со стороны муниципальных властей, призванных обеспечить надлежащее функционирование жилищно-коммунального комплекса создается благоприятная почва для многочисленных злоупотреблений, совершения преступлений и нарушения прав граждан в этой области общественных отношений.
Жилищно-коммунальная сфера - наиболее сложная и важная часть городского хозяйства, деятельность которой направлена на предоставление жителям региона услуг по техническому и санитарному обслуживанию зданий, проведение необходимых ремонтных и профилактических работ, обеспечение необходимыми ресурсами (вода, газ, электрическая и тепловая энергия) для создания комфортных условий проживания и работы.
Даже незначительный сбой в их работе сразу становится социальной проблемой в жизни области, города, района или отдельного многоквартирного дома. Любая авария, связанная с подачей горячей или холодной воды ставит под угрозу жизнь и здоровье многих людей. Однако власти всех уровней упорно не желают признавать, что сфера ЖКХ - это основа для развития инфраструктуры каждого города России, основа экономического и социального развития, основа политической стабильности.
Качество предоставляемых жилищно-коммунальным комплексом услуг и расходованием средств в этой сфере должно находиться под постоянным контролем региональных властей, а не становиться предметом дискуссий после очередного гнева жителей, обращенных на чиновников, исполнителей услуг, которые в очередной раз что-то недоделали или не отремонтировали в нужные сроки.
К сожалению, никому неизвестно, где и когда в очередной раз даст сбой российская система коммунального хозяйства и когда же здесь будет наведен порядок. Одной из причин создавшегося положения является то, что огромное количество потребителей услуг ЖКХ ограничены в доступе к полной информации об условиях и порядке предоставляемых услуг, о том, кто отвечает и должен нести ответственность за качество их предоставления. Большинство жителей многоквартирных домов в российских городах так и не могут понять:
-
почему растут тарифы, а качество услуг ухудшается с каждым годом?
-
почему реформа ЖКХ воспринимается народом России, как национальное бедствие, а народными избранниками и чиновниками как позитивное развитие?
Ещё с советских времён жилищно-коммунальное хозяйство финансировалось государством по остаточному принципу. С переходом страны к рыночной экономике проблемам ЖКХ также не уделялось особого внимания. Чиновники занимались переделом собственности - делили природные ресурсы и промышленность. В результате чего ЖКХ пришло в запустение и сегодня мы имеем катастрофический износ большинства элементов инфраструктуры - городских сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, городских дорог и тротуаров, сотни километров трубопроводов, дорожного покрытия и большое число объектов коммунального назначения. На замену старых, сохранившихся в регионах еще с советских времен, коммуникаций требуются миллиарды рублей. В бюджетах регионов этих денег нет, и коммунальные службы обречены на непрерывное латание дыр и локальные «раскопки» в местах очередных аварийных разрывов. И число аварий, очевидно, с каждым годом, будет возрастать. Перекладывать вину полностью на коммунальные службы, где большинство работников самоотверженно, за низкую плату работают в режиме аврала, было бы несправедливым.
Практически весь государственный жилищный фонд достался населению в результате долгожданной приватизации квартир. В действующем Жилищном Кодексе РФ законодатель мудро и расчетливо переложил все проблемы с содержанием жилья, капитальным ремонтом многоквартирных домов на плечи собственников квартир и встроенных помещений, зная, что дома не ремонтировались десятки лет. Собственникам тяжело смириться с мыслью, что ржавые трубы и текущие кровли - это их коллективные проблемы. На капитальный ремонт типовой пятиэтажки требуются миллионы рублей. Понятно, что в карманах собственников жилья таких денег нет, а соответственно и решить эту проблему за свой счет, практически не возможно.
Жилищный Кодекс РФ, в рамках проводимых реформ ЖКХ и для целей эффективного управления и обеспечения жизненоважными аспектами проживания и работы в социуме, предоставил гражданам возможность определиться с формой управления многоквартирными домами - Управляющая компания (УК) или товарищество собственников жилья (ТСЖ). Граждане, выбирая способ управления, должны иметь и возможность реализовать его, путем принятия соответствующего решения и подписания договора управления с выбранной управляющей компанией. Что же происходит в реальности?
Как свидетельствуют многочисленные публикации в СМИ, нововведения обернулись многочисленными нарушениями, фактами хищений и злоупотребления, по сути дела, появились новые возможности и условия для коррупции.
Так, в результате проверок было выявлено, что многие многоквартирные дома обслуживаются компаниями незаконно. Общие собрания собственников жилья не проводились, а бюллетени заочного голосования подписаны третьими лицами [1]. В результате бесконтрольности со стороны государственных и муниципальных органов, бездействия компетентных правоохранительных органов деятельность по созданию и функционированию управляющих компаний была пущена на самотёк. Основным результатом созданных управляющих компаний стало не оказание населению качественных жилищно-коммунальных услуг, а эффективная деятельность по растрате оставшихся материальных ресурсов и получаемых денежных средств. Среди наиболее распространенных правонарушений в деятельности управляющих компаний называют:
Заключение договоров с подрядчиком на выполнение ремонтных работ с завышенной сметой. При этом работы зачастую не выполняться, а составляются фиктивные акты выполненных работ. Нарушается порядок начисления платы за капитальный ремонт. Перечень ремонтных работ, стоимость и сроки проведения, как правило, не утверждается общим собранием собственников. Нарушается порядок начисления платы за содержание и ремонт жилья, а отсутствие структуры платы за содержание и ремонт жилья и не доведение их до жителей не позволяет проконтролировать их объективность. Имеют место и другие негативные факторы.
Аналогичные нарушения имеют место и в деятельности ТСЖ. Особо следует отметить отсутствие четких продуманных эффективных механизмов для решения, значимых вопросов. Например, обязанность неплательщиков коммунальных услуг перекладывается на плечи законопослушных жильцов. Такое обременение обосновывается длительностью судебных разбирательств по взысканию платежей с неплательщиков. Но почему за это должны нести наказание те, кто своевременно выполняет свои обязанности не понятно.
Для власти - ТСЖ удобна тем, что с чиновников полностью снимается ответственность за ситуацию в домах управляемых товариществом. Но это вовсе не означает, что их деятельность не нужно контролировать.
Что же касается контроля над деятельностью управляющих компаний и ТСЖ со стороны граждан, то в соответствии с правилами оказания коммунальных услуг, Жилищным кодексом РФ, у собственников есть право, в случае если какая-то из услуг не оказывается, либо оказывается ненадлежащим образом потребовать произведения перерасчета и не оплачивать некачественно оказанные услуги. К сожалению, многие потребители этих услуг не знают своих прав, либо не реализуют их в силу бесперспективности противодействия существующей системе.
Динамика правонарушений, выявленных в сфере ЖКХ, свидетельствует о том, что тенденция снижения качества оказываемых коммунальных услуг продолжается, отсутствует контроль за обоснованностью и достоверностью повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, не осуществляется конкурсный отбор организаций на выполнение работ по оказанию соответствующих услуг населению, ветшают и приходят в негодность жилые помещения и другие объекты коммунального хозяйства. И все это остается безнаказанным.
«ЖКХ является сферой, непосредственно связанной с благосостоянием населения, удовлетворением его жизнеобеспечивающих потребностей, главной задачей государства сейчас является достижение равновесия между интересами государства и человека, снятие социальной напряженности, достижение конечной цели - повышение качества жизни людей» [3]. «Ситуация в жилищно-коммунальной сфере, где злоупотребления, хищения в ряде случаев вышли на уровень эпидемии. К сожалению, это очень сильно дестабилизирует ситуацию. Надо действовать по всем случаям вымогательства, взяточничества, причем невзирая на лица, что называется» [2].
Остается только надеется, что эти слова Президента Д.А. Медведева будут, не только услышаны теми, кому предназначены, но и послужат руководством к незамедлительному действию.
Список литературы
-
Алфёров В. ЖКХ: прошлое и настоящее [Электронный ресурс]. - URL: http://www.234555.ru/publ/9-1-0-287.
-
Медведев: хищения в сфере ЖКХ стали эпидемией [Электронный ресурс]. - URL: http://www.audit-it.ru/news/finance/400993.html.
-
Ягодина Л.П. Управление жилищно-коммунальным хозяйством: организационно-правовые аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2008.