Действующая Конституция Российской Федерации провозгласила права и свободы человека как приоритетные и наиболее значимые социальные ценности, признала необходимость соблюдения общепринятых стандартов в области прав и свобод человека. Один из основополагающих принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации, гласит, что все равны перед законом и судом [1, ст. 19]. Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и других обстоятельств, то есть независимо от каких-либо личных и социальных признаков человека ему не могут быть предоставлены какие-либо привилегии или допущено ущемление в правах по сравнению с другими. Вместе с тем на конституционном и общефедеральном уровне существуют отступления от важнейшего конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, заключающиеся в установлении правового иммунитета для отдельных категорий лиц.
Закрепление в законодательных нормах иммунитета обусловлено необходимостью создания для определенной категории субъектов возможности беспрепятственного осуществления деятельности связанной с интересами государства, общества, личности, обеспечения повышенной правовой защиты в сфере юридической ответственности. Иммунитет является правовым инструментом, используемым государством в целях предоставления исключительного права лицам, занимающим особое место в межгосударственных, государственных и общественных отношениях, не подчиняться некоторым общим положениям закона. Правовой иммунитет является условием, благодаря которому обеспечивается государственное управление, выполняются государственно-служебные функции, и выступает необходимым элементом любого государства. Иммунитет - особый вид привилегии, обеспечивающий своим обладателям правовую неприкосновенность.
Вместе с тем, следует констатировать, что в современный период правовой иммунитет все чаще и чаще не отвечает своему предназначению и используется его носителями в целях, не совместимыми с понятиями законности и правомерного поведения. Современный период развития российского общества характеризуется такими опасными социальными явлениями «как организованная преступность, бюрократизм, коррупция, которые буквально «захлестнули формирующийся российский государственный аппарат, деформировали его структуру» [4, с. 3]. Практически «на всех уровнях организации и функционирования власти разбалансированы ее основные компоненты - права, обязанности и ответственность. Права концентрируются на одних уровнях, обязанности распределены по другим уровням, а правовая ответственность власти, как правило, вообще не определена»[2, с. 285].
Наделение широкого круга лиц правовыми преимуществами, сложность процедуры привлечения их к ответственности и уровень совершаемых ими нарушений, заставляет по-новому взглянуть на институт правового иммунитета, который воспринимается как своеобразный коррупционный фактор, расширяющий в некоторых ситуациях возможность совершения правонарушений. Совершенно справедливым и отвечающим современным реалиям видится мнение М. Амеллера, выраженное еще в 1967 году и применимое ко всем обладателям правового иммунитета: «На той стадии развития, которой парламент достиг сегодня, институт иммунитета представляется, менее оправданным. Общественное мнение склонно рассматривать его как привилегию, из которой неправомерно извлекают выгоды непосредственно заинтересованные стороны» [4, с. 113].
На наш взгляд, на данном витке развития общества следует пересмотреть вопросы неприкосновенности отдельных категорий субъектов и, в первую очередь, касающиеся ответственности за совершаемые правонарушения. Такая постановка вопроса повысит степень доверия граждан к государству и его органам, будет способствовать снижению коррупционных рисков. Наступление реальной ответственности государственных служащих, депутатов и других служителей народа и обеспечение гарантий их деятельности в виде правового иммунитета не являются взаимоисключающими понятиями, ибо дополняют друг друга и повышают социальный статус должностных лиц.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - №4, ст. 445
2. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. - М., 2002. - С. 285.
3. Парламенты. Сравнительное исследование структуры и деятельности представительных учреждений 55 стран мира. Новое и пересмотренное издание, подготовленное доктором Мишелем Амеллером. - М., 1967. - С. 113.
4. Селихов Н.В. Коррупция в государственном механизме современной России (теоретические аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2001. - С. 3.