В век стремительного развития высоких технологий актуальной становится сфера потребительского рынка услуг и защита интересов пользователей, а именно абонентов, которые пользуются услугами мобильной связи. Сотовая связь призвана помогать человечеству, передавая научно-техническая мысль, дала большой рывок человечеству и возможность обеспечить укрепления мирных связей, усиления мирового сотрудничества, экономического и социально-политического развития народов планеты, провозглашенном в Международном Уставе союзе электросвязи.
В целях создания эффективной системы правового регулирования деятельности в сфере оказания услуг связи на современном этапе необходимо теоретическое осмысление отношений по оказанию услуг, тщательный анализ всех имеющихся законодательных и нормативно-правовых актов.
Подчеркивая гуманные цели, которые преследуют сотовые операторы, международное сообщество учитывает и особые свойства используемого при оказании этих услуг радиочастотного спектра, невидимый для человеческой материи, но представляющий потенциальную опасность при неконтролируемом использование может нанести вред жизни и здоровью человека, и это идет вразрез, с правом потребителя на то, чтобы услуга при обычных условиях использования была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Но здесь тоже есть небольшая загвоздка, которая не дает большей возможности развиваться рынку мобильной связи, по факту нормы регулирующие этот слой общественных отношений немного устарели и не успевают за новыми технологиями. В целом надо сказать, что прогресс телекоммуникационных систем и информационных технологий потребовал выработки определенных санитарно-гигиенических стандартов, обеспечивающих экологическую безопасность при оказании мобильных услуг населению. Данный тезис убедительно иллюстрируется судебной практикой.
Нормы разработанные Международным союзом электросвязи, и отечественные нормы должны соответствовать требованиям всемирной Конференции по правам человека, а также статье 42-й онституции РФ, закрепивших за собой конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ней.
Качественное оказание услуг, должны включать в себя не только обеспечение связи, без всяких технических помех, но и иметь безопасность в использовании. Статья 23 Конституции РФ гарантирует права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени. Оператор связи должен обеспечить соблюдение тайны телефонных переговоров и сообщений, передаваемых по сетям подвижной связи, и сведения о передаваемых по сетям подвижной связи телефонных переговоров может лишь предоставить абоненту или его уполномоченному представителю, если иное не предусмотрено федеральным законом, или на основе судебного решения. Операторы сотовой связи, обеспечивая передачу личной голосовой информации на такие большие расстояния, должны обеспечить оказание услуг с помощью современных технических с соблюдением этих конституционных прав граждан.
Важная роль в регулировании деятельности сотовых операторов отводиться гражданскому праву. В статье 119 ГК РФ на первом перечне услуг названы услуги сотовой связи. Формирование в гражданском законодательстве института возмездного оказания услуг требует целого комплекса целенаправленных правовых исследований каждого вида услуг, а вследствие чего в гражданском обороте государство по наиболее важным услугам должно обеспечивать регулирование нормами специального законодательства. Законодательство специального характера в этой связи носит комплексный характер. Несмотря на особую важность услуг сотовой связи, специальные гражданско-правовые нормы, регулирующие отношения по услугам сотовой связи, практически отсутствуют. Закон «о связи» от 07.07.2003 г. № 126, принятый постановлением Правительства от 25.05.2005 г. № 328, правила оказания услуг подвижной связи не предусматривают самостоятельного раздела услуг сотовой связи. Можно отметить недостатки правового регулирования данных правоотношений: неопределенное место норм сотовой связи в системе норм о возмездном оказании услуг электрической связи; отсутсвие специального законодательства; ведомственное законодательство довольно противоречиво.
Нормативные акты, регулирующие рассматриваемые в данной научной работе отношения, не соответствуют технико-юридическим нормам о сотовой связи (технические регламенты), которые на данном этапе наиболее прогрессивны. Отмеченные недостатки являются во многом сдерживающим фактором в развитии отношений по оказанию услуг сотовой связи. Не развитое законодательство мешает формированию, нормальной и полноценной судебной практики, делая практически невозможной защиту прав потребителей этих услуг, т.е. абонентов сотовой связи.