Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

В Соединенных штатах Америки для регулирования вопросов донорства и трансплантации применяется модель испрошенного согласия. Модель испрошенного согласия является наиболее часто применяемой моделью правового регулирования донорства. Данная модель предоставляет субсидиарное право дачи согласия на проведения изъятия органов родственникам умершего. В вопросе обращения с телом умершего его родственники имеют право решающего голоса. Модель испрошенного согласия применима в тех случаях, когда умерший при его жизни не принял решения относительно его готовности стать донором, либо его воля не известна.

Модель испрошенного согласия предоставляет возможность интегрировать родственников умершего в процесс принятия решения об изъятии органов. В данном случае родственники умершего являются носителями чужого волеизъявления. Также модель испрошенного согласия предоставляет возможность расширения круга лиц, уполномоченных дать согласие на изъятие органов, что обеспечивает увеличение числа органов, предоставляемых донорами для трансплантации.

В США, по причине широкой компетенции штатов в области здравоохранения, не существует унифицированного законодательства о донорстве и трансплантации. В рамках реализации модели испрошенного согласия, в США существуют две так называемые подмодели регулирования донорства: модель необходимого запроса (required request) и модель общепринятого осведомления (routine inquiry). Данные модели были впервые предложены в середине 80-х годов и применяются в настоящее время в американских штатах в разнообразных вариантах. Общность данных подмоделей состоит в том, что согласие донора или его родственников после его смерти на проведение изъятия органов для трансплантации является достаточным юридическим основанием для данного изъятия.

Примером применения модели общепринятого осведомления является секция 7184 Кодекса охраны здоровья и безопасности штата Калифорния. Согласно секции 7184, родственники потенциального донора должны быть в обязательном порядке опрошены персоналом медицинского учреждения на предмет того, выразил ли умерший при жизни согласие на изъятие его органов для трансплантации. В случае отсутствия такого согласия со стороны донора, его родственники уполномочены на разрешение процедуры изъятия органов. Соответствующие обсуждения с родственниками умершего возможности проведения изъятия органов подлежат обязательному документированию.

В качестве примера модели необходимого запроса может быть рассмотрена секция 1 Акта о трансплантации органов штата Орегон. Согласно секции 1 данного Акта, руководство медицинского учреждения обязано попытаться получить согласие на проведение посмертного изъятия органов для трансплантации. Существенным различием между моделями необходимого запроса и общепринятого осведомления является цель обсуждения вопроса о донорстве с родственниками умершего. В штатах, где применяется модель необходимого запроса, беседы с родственниками умершего направлены на получение органов для трансплантации. При реализации модели общепринятого осведомления обсуждения с родственниками умершего имеют целью информирование и обсуждение потенциального посмертного донорства как таковое, а не получение согласия на проведение изъятия органов.

Во время одновременного применения обеих моделей в США резко возросла потребность в унифицированном трансплантационном законодательстве. В середине 80-х годов Правительство США инициировало созыв Национальной конференции уполномоченных по вопросам унифицированного государственного права (National Conference of Commissioners on Uniform State Law). Первым результатом работы конференции стала переработка Унифицированного Акта об анатомическом дарении 1968 года, а именно внесение в него новой секции 5. В качестве основной идеи переработки осталось мнение, что изъятие органов для трансплантации возможно только при наличии согласия донора или его родственников. Новый Унифицированный Акт об анатомическом дарении 1987 года попытался объединить обе существующие модели и устранить их юридические и структурные недостатки. Главной целью проведенных законодательных изменений на уровне федерации стало получение большего количества органов для трансплантации. Так секция 5 (а) Акта 1987 года обязала медицинские учреждения осведомляться у каждого стационарного пациента в общепринятом порядке о его решении в отношении акта донорства, детально информировать его о возможностях и последствиях пожертвования органов для пересадки и заносить волеизъявления пациентов в их стационарные карты (реализации элементов модели общепринятого осведомления). Секция 5 (b) Акта 1987 года обязала медицинские учреждения осуществлять меры по получению согласия родственников умершего на проведение изъятия органов (реализации элементов модели необходимого запроса). Принятие нового Унифицированного Акта об анатомическом дарении в 1987 году стало одним из самых успешных примеров комбинированного правового регулирования в данной сфере. К 1994 году 14 штатов ввели данную смешанную модель в действие и приняли соответствующее региональное законодательство.

Со времен Второй Мировой войны Соединенные штаты Америки накопили обширный научный опыт проведения трансплантаций. Большинство основополагающих исследований были впервые проведены в американских клиниках. Первая успешная пересадка почки также впервые состоялась в 1954 году в Бостоне. Однако после разработки унифицированного законодательства в 80-х годах потребность в органах для трансплантации значительно превысила количественные показатели донорства. В связи с этим в многочисленных докладах Американской медицинской ассоциации были предприняты попытки поиска путей развития трансплантационного законодательства. Первый проект предполагал введение презумпции согласия для регулирования донорства в США (presumed consent); второе предложение состояло во введении обязанности граждан обеспечить контакт с государственными учреждениями и принять решение в отношении их готовности стать донорами (mandated choice); третий проект предлагал модель «предварительного договора», согласно которой каждый потенциальный донор мог заключить с государством некое подобие договора купли-продажи о посмертном изъятии органов и при жизни получить денежное вознаграждение. Однако США сделали выбор в пользу модели испрошенного согласия, руководствуясь двумя главными аргументами:

1. Естественно и первостепенно охраняемым благом в США является самоопределение и самостоятельная ответственность индивида. Это благо не может быть ограничено средствами закона, и, кроме того, подобное посягательство не сможет гарантированно обеспечить увеличение числа зарегистрированных доноров (догматический аргумент).

2. Изъятие органов и трансплантация не должны охватывать финансовых компонентов и не должны быть коммерциализированы (этический аргумент).

В США сбор статистических данных об уровне трансплантаций осуществляет Департамент общественного здоровья. Этот департамент подготавливает ежегодные доклады о количестве пожертвованных для трансплантации органов и состоянии листа ожидания. Последние статистические данные о состоянии данных показателей в США отражены в таблице:

Год/количественный показатель

Количество зарегистрированных доноров

Количество проведенных трансплантаций органов

20083

14 208 (среди них 7 990 посмертных доноров, 6 128 актов прижизненного донорства)

30 124 (среди них 23 906 посмертно пожертвованных органов, 6 218 пожертвованных при жизни органов)

20094

14 631 (среди них 8 022 посмертных доноров, 6 609 актов прижизненного донорства)

30 822 (среди них 24 213 посмертно пожертвованных органов, 6 609 пожертвованных при жизни органов)

20105

14 508 (среди них 7 943 посмертных донора, 6 565 актов прижизненного донорства)

31 160 (среди них 24 595 посмертно пожертвованных органов, 6 565 пожертвованных при жизни органов)

Последние данные о состоянии листа ожидания донорских органов (количестве органов, необходимых для трансплантации) были представлены Департаментом общественного здоровья в 2008 году. Согласно докладу Департамента от 2008 года, количество лиц, стоящих в очереди на получение донорской почки составило 33 051 человек; донорской поджелудочной железы - 412 человек; ожидающих одновременной пересадки почки и поджелудочной железы - 334 человека. Актуальное число зарегистрированных в листе ожидания лиц доступно на официальном сайте Объединенной сети по распределению донорских органов (United Network for Organ Sharing, UNOS). Например, число зарегистрированных в листе ожидания реципиентов донорских органов на 20.08.2011 составило в США 111 744 человек.

Согласно данным американского Бюро переписи, в период с 2008 по 2010 годы население США составило около 309 миллионов человек, что означает 45,9 зарегистрированных доноров на миллион жителей в 2008 году; 47,3 зарегистрированных доноров на миллион жителей в 2009 году и 46,9 зарегистрированных доноров на миллион жителей в 2010 году.

Соотношение между количеством зарегистрированных доноров и числом проведенных трансплантаций в США в последние годы остается без существенных изменений. Причиной этому является, на наш взгляд, стабильное число регистрируемых каждый год доноров, остающееся в последние годы также без заметной динамики. Кроме того, количество зарегистрированных доноров на миллион жителей в США также значительно выше, чем в большинстве европейских стран. Однако число лиц, ожидающих пересадки донорских органов, в период с 2008 года заметно возросло, что отражает мнение американских организаций, осуществляющих деятельность в области распределения донорских органов, о грядущей неспособности американской системы донорства полностью удовлетворить существующую потребность в донорских органах.