Лоскутное шитье - это рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности. Оно обогащает нашу внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональности и духовности. Руками народных мастеров создано множество изделий в лоскутной технике, однако не все мастера обращаются к теме современного костюма по мотивам традиционного русского костюмного комплекса с элементами из лоскутков нарядных ивановских ситцев. Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена рядом противоречий: между большой популярностью изделий, выполненных в технике лоскутного шитья, их широкого распространения в рамках многочисленных фестивалей, вернисажей, конкурсов, проводимых в разных регионах России, и далеко недостаточным использованием лоскутного шитья в современном костюме; между производством широкого ассортимента оригинальных творческих работ (ковры, панно, одеяла, скатерти, элементы одежды, игрушки, сувенирная продукция) и недостаточным обоснованием дизайнерских подходов к созданию костюмных комплексов с применением лоскутного шитья. Искусство лоскутного шитья имеет долгую историю. Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей в единой композиции встречаются в исторических описаниях, датированных XI веком. Ткань ‒ материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии. Велико и разнообразно культурное наследие русского народа, накопленное веками. Таким является традиционный русский костюм, который был всегда главным элементом праздничного быта. В ходе исследования были использованы методы: анализ и обобщение литературы в области художественной обработки текстиля, анализ и сопоставление искусства традиционного русского костюма и искусства лоскутного шитья, а также анализ современных направлений дизайна одежды. Теоретическое исследование раскрыло большие возможности, как для теоретического осмысления, так и для практического воплощения темы нашего исследования. Углубленное изучение региональных этнокультурных традиций Ивановского края вызвало серьезный интерес к этнохудожественной культуре в целом, к проблемам ее возрождения, сохранения и развития.