Одной из поздних традиций этнокультурного плана, сложившихся в конце XVIII - начале XIX в. в среде донского казачества, является традиция народного просвещения. В становлении системы образования на территории Области Войска Донского достаточно полно отразились общие тенденции развития просвещения в России. Вместе с тем, этот процесс имел свою специфику, обусловленную особенностями этнографического, исторического, экономического формирования региона.
В ситуации кризиса духовного состояния граждан России, возвращение к истокам нравственного воспитания учащихся, формирование понятия об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории современности России является своевременным. В данной статье мы рассмотрим особенности системы образования казаков, проживающих на территории Волгоградской области, а именно станицы Качалинской (Качалин городок)».
Забота о народном просвещении являлась объединяющим началом для донского казачества, независимо от складывающейся в данный момент социально-экономической и военно-политической ситуации. Если войсковые власти опекали образовательные учреждения «сверху», а демократическая интеллигенция поддерживала его лучшие традиции и формирующиеся таланты, то станичные казаки «внизу» стремились всячески оберегать и развивать любые ростки просвещения. Они внимательно рассматривали все вопросы, касающиеся образования и воспитания своих детей. Организаторы народного образования на Дону учитывали материально-финансовые возможности населения в своем стремлении обеспечить доступ в начальную школу всем слоям донского сообщества. В последней четверти 18 века в станице Качалинской появились сельская (народная) 2-классная, а затем и Второклассная школы.
Школы располагались в большом деревянном здании, на высоком фундаменте, построенном в 1889 году. В настоящее время это здание средней школы им. Атамана Платова (станица Качалино).
Второклассная школа располагалась в 2-этажном деревянном здании на горе около церкви, а точнее сразу же за нынешним Братским кладбищем (это здание не сохранилось до наших дней).
Школа готовила учителей для церковноприходских школ духовного ведомства и давала неполное среднее образование в пределах восьми классов. Срок обучения составлял три года. Принимали в эту школу тех, кто заканчивал двухклассные школы. Эта школа может гордиться героями гражданской войны. Среди них Павел Васильевич Бахтуров и Александр Митрофанович Детистов, которые в гражданскую войну были военными комиссарами кавалерийских дивизий 1-й Конной Армии.
Церковно-приходская школа, состоящая из трех классов, кроме нравственных и духовных начал (главным предметом был Закон Божий), давала самые необходимые знания по грамматике русского языка и арифметики.
В этом же здании (на нижнем этаже) располагалась церковно-приходская школа, которая еще называлась и образцовой. Эта школа предназначена для практической стажировки будущих учителей, учившихся этажом выше, которые и учились, и вели уроки, так как штатных преподавателей в церковно-приходской школе не было. Директором церковно-приходской школы являлся протоиерей (старший священник) Качалинской Троицкой церкви Иван Матвеевич Чунихин.
Женское образование осуществлялось в трехклассной школе (здание построено в 1903 году), в настоящее время это Малая школа. До 1903 года женская школа располагалась в деревянном строении на Большой улице (теперь ул. П. Бахтурова) около моста через барак, между старым зданием магазина «Продукты» и домом Кулаевой Таисии Ивановны. Позже там располагалась изба-читальня, поскольку книжная продукция была редкостью, а для обучения необходимы были книги. Пользоваться могли все желающие за определенную сумму. Имя основателя первой избы-читальни, неизвестно, т.к. в 1885 году выгорела почти вся станица за исключением одной школы.
Начало XX в. в развитии образования характеризуется не только ростом числа учебных заведений, но и разнообразием их типов, что значительно облегчало донской молодежи выбор жизненного пути в зависимости от общественного спроса и сложившихся личных интересов. До революции на территории станицы существовало два типа школ:
- духовного (церковного) ведомства;
- министерства народного просвещения (государственные).
После гражданской войны в станице действовала начальная школа, а примерно с середины 20-х гг. стала работать школа крестьянской молодежи, преобразованная с началом коллективизации в 1930 году в школу колхозной молодежи (сокращенно ШКМ).
В настоящее время возрождаются традиции казачества на территории Волгоградской области. 1 сентября 2011 года в МБОУ Качалинской СОШ № 1 открыт класс казачьей направленности при активной помощи и поддержке настоятеля храма Донской иконы Божией Матери отца Дионисия, Атамана Качалинского хуторского казачьего общества Дешевого В.А., родителей первоклассников. Разработана и введена в действие программа «Казачата». Главной целью программы является духовно-нравственное воспитание обучающихся. Для осуществления этой цели казачата занимаются в кружках дополнительного образования: «Доноведение» (история родного края, казачества); «Качалинские умельцы» (декоративно-прикладное искусство - работа с глиной, роспись); «Лазорики» (казачий песенно-танцевальный фольклор); «Казачата - здоровые ребята» (традиционные казачьи игры и забавы); «Основы православной культуры».
Программа «Казачата» обладает:
- новизной - такая форма используется в школе впервые;
- масштабностью - участниками программы являются не только учащиеся начальной школы, но и их родители, общественность;
- системностью - анализ, планирование, реализация целей, управление и контроль, итог выполнения.
Такие проекты по созданию классов воспитывают достойных граждан нашей Родины. Судьба России в полной мере зависит от развития общества, основу которого составляет подрастающее поколение. Таким образом, даже эскизное описание процесса становления и развития системы народного образования в станице Качалинской вскрывает глубины самобытной народной культуры донских казаков.
Список литературы
1. Бачина Н. Праздник древонасаждения в Ростове (1910-1913 гг.) // Известия Ростовского областного музея краеведения. - 1988. - Вып. 6. - C. 12S.
2. Водолацкий В.П., Скорик А.П., Тикиджьян Р.Г. Казачий Дон: очерки истории и культуры: учебное пособие / под ред. проф. А.П. Скорика. - Ростов н/Д.: Изд-во «Терра», 2005. - 448 с.
3. Дьячков-Тарасов А. Педагогическая тригология // Педагогическая мысль. - 1919. - № 3. - С. 15-17.