На Земле проживает много разных людей. Это малыши и взрослые, подростки и пенсионеры. И среди них очень больший процент - люди с ограниченными возможностями и люди с плохим физическим состоянием здоровья. Такие люди обычно плохо адаптируются в обществе. Студенты социально-педагогического факультета как будущие социальные педагоги просто обязаны помочь им. Все мы знаем, что физическая культура адаптирует человека, поэтому в задачу социальных педагогов входит так же работа с такими людьми. В частности, нам надо привлекать таких людей к занятиям физкультуры, а именно к адаптивной физической культуре.
Но главное, адаптивная физкультура позволяет решать задачу интеграции инвалида в общество. Поэтому, целью нашей научной работы явилось теоретическое обобщение опыта применения адаптивной физической культуры для решения проблемы интеграции людей-инвалидов в социум.
Объектом выступали люди с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
Предметом - социально-педагогические и социально-психологические условия интеграции людей-инвалидов в общество средствами адаптивной физической культуры.
Инвалид - человек, у которого возможности его жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.
В настоящее время принята политкорректная форма обозначения инвалида - «человек с ограниченными возможностями здоровья». Но многие такие люди примают участие в паралимпийских играх. В России более 10 миллионов инвалидов и не все они пассивны, очень многие нуждаются в проведении реабилитационных мероприятий именно средствами физкультуры и спорта.
Адаптивная физическая культура - это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
Но главное, - адаптивная физкультура позволяет решать задачу интеграции инвалида в общество. Каким образом? Дело в том, что адаптивная физкультура формирует у человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье:
1) осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;
2) способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
3) компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
4) способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;
5) потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;
6) осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;
желание улучшать свои личностные качества;
стремление к повышению умственной и физической работоспособности.
В целом, считается, что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии.
В России более 10 миллионов инвалидов и не все они пассивны, очень многие нуждаются в проведении реабилитационных мероприятий именно средствами физкультуры и спорта.
Более 15 лет существует в России Паралимпийское движение, действует Паралимпийский комитет и федерация физической культуры и спорта инвалидов России.
На сегодняшний день в России 688 физкультурно-спортивных клубов инвалидов, количество занимающихся адаптивной физической культурой и спортом в общей сложности - более 95,8 тысяч человек, созданы 8 детско-юношеских спортивно-оздоровительных школ инвалидов (ДЮСОШИ).
Наиболее активно развиваются адаптивная физкультура и спорт в республиках Башкирия, Татария, Коми; Красноярском крае, Волгоградской, Воронежской, Московской, Омской, Пермской, Ростовской, Саратовской, Свердловской, Челябинской областях; городах Москве и Санкт-Петербурге.
Российские спортсмены участвуют в чемпионатах Европы, мира, зимних и летних Паралимпийских Играх. В 1988 году Россия впервые приняла участие в Паралимпийских играх в Сеуле. На Х Паралимпийских играх в Атланте в 1996 году команда России завоевала 27 медалей, в том числе 9 золотых, 7 серебряных и 11 бронзовых и заняла 16-е место. Всего завоевали медали (с учетом командных видов) 52 спортсмена-инвалида из 13 регионов России. 85 российских спортсменов показали результаты, превышающие личные достижения.
Возрастной диапазон российских спортсменов на Паралимпийских играх в Сиднее колебался от 17 до 53 лет.
Для проведение Летней Паралимпиады 2008 использовались 19 спортивных объектов, из них, 17 объектов находились в Пекине, и по одному в Гонконге и Циндао. Паралемпийцы принирмали участие в таких видах спорта как стрельба из лука, настольный теннис, лёгкая атлетика, дзюдо баскетбол на колясках, велоспорт, гребля на байдарках и каноэ и других.
Так же нельзя не отметить выступление России на паралимпийских играх.
Всего российские спортсмены завоевали 18 золотых, 23 серебряных и 22 бронзовых медалей. Наибольшее количество наград в копилку сборной принесли пловцы - 26. Трёхкратными чемпионами стали Оксана Савченко и Дмитрий Кокарев, выиграв заплывы на дистанциях 50, 100 и 200 м. Полный комплект наград привезли из Пекина Александр Неволин-Светов и Константин Лисенков. По одной золотой медали в плавании выиграли: Игорь Плотников, Алексей Фоменков и Олеся Владыкина. Четыре медали - три серебряных и одну бронзовую завоевала Анна Ефименко. Отлично выступили легкоатлеты: Алексей Ашапатов стал двукратным чемпионом Игр, а Артём Арефьев завоевал золотую и серебряную медали. По одной золотой медали выиграли: дзюдоист Олег Крецул, стрелки Андрей Лебединский и Валерий Пономаренко. Турнир по настольному теннису выиграла Наталия Мартяшева.
В заключении сделаем вывод, что спортом должны заниматься как совершенно здоровые, так и люди с ограниченными возможностями. Для этого важно желание и стремление самого человека, а так же помощь и поддержка специалистов и тренеров
Список литературы
1. Сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов / ред. и сост. В.С. Дмитриев, А.В. Сахно / В.С. Дмитриев, А.В. Сахно. - М., 2001.
2. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М., 2005
3. Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры: учебн. пос. для ин-тов физ. культ. - М., 2007
4. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты. - М., 2008.