В жизни каждого человека семья занимает особое место. Семья определяется как университет человеческих отношений, обеспечивающий всестороннее и гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья ребенка. Семья формирует интеллектуальные и эмоциональные основы личности, дает первые представления о жизни в обществе. В подростковом возрасте роль родителей как примера для подражания снижается, но они остаются для подростка источником эмоционального тепла и поддержки, источником опыта и информации при решении сложных жизненных вопросов.
По мнению С.С. Фролова, «именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. В семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения» [4]. В качестве норм, образцов поведения выступают семейные традиции. Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. Семейные традиции и ритуалы являются, с одной стороны, одним из важных признаков здоровой (по определению В. Сатир) или функциональной (по определению Э. Г. Эйдемиллера и других исследователей) семьи, [2, 6] а, с другой стороны, наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем. Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но творчески преобразуются и дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи. Обычаи в семье или семейные традиции - это своеобразный показатель благополучия и счастья в семье. Когда-то давно обычаи были обязательными для всей большой семьи, отражая при этом нравственную позицию всех ее членов. Некоторые традиции давно стали общим достоянием, а другие и сейчас охотно перенимаются молодыми семьями.
Хотелось бы отметить, что развитие общественных отношений, научно-технический прогресс привели к распаду многопоколенной семьи и образованию однопоколенной (нуклеарной). В процессе нуклеаризации существуют как позитивные, так и негативные моменты. Семья получила возможность самостоятельно, без вмешательства «извне» решать свои проблемы, в том числе и возникающие в воспитании. Вместе с этим процесс нуклеаризации влечет за собой и разрушение преемственных связей между поколениями, забвение семейных традиций. В современной семье ценный педагогический опыт, содержащийся в семейных традициях, порой остается не востребованным. Традиции обычно функционируют в той области общественных отношений, где меньше всего приемлемы другие регулятивные механизмы. Внутрисемейные отношения в силу их интимного характера трудно поддаются регулированию с помощью кодифицированного права. Особенно это касается сферы нравственных отношений, в которой меньше всего могут быть использованы законы государства. Традиции благодаря своей неопределенности, поливариативности, а также способности саморазвиваться, которой не обладает ни один юридический закон, не сковывают людей так жестко, как положительное право. Соблюдение традиций допускает известную добровольность, свободу, выбор и реализуется через самостоятельную деятельность человека (В.Д. Плахов, И.В. Суханов) [1, 3]. Осуществляя свои функции, семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, спрессовывают его в компактную «матрицу» и в таком виде сохраняют на века, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, подобно вектору, направляют развитие семейных отношений, упорядочивают и структурируют их. Имеют ли представления дети о тех традициях, которые существуют в семьях? Мы решили выяснить, каковы представления подростков о семейных традициях?
Нами был проведен констатирующий эксперимент на базе гимназии №6 Приволжского района г. Казани. В исследовании приняло участие 50 человек подросткового возраста, учащиеся 9 классов. Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что у детей подросткового возраста не сформированы представления о семейных традициях. Экспериментальное исследование проводилось в естественных условиях осуществления учебно-воспитательного процесса.
Исследование состояло из констатирующего этапа, который предполагал определение исходных значений исследуемых показателей. Были выявлены:
-
характеристика биополя семьи;
-
уровень значимости для каждого ученика сферы: «Семейная жизнь»;
-
уровень выраженности различных терминальных ценностей в сфере «Семейная жизнь»
-
общая значимость жизненных сфер;
-
общая выраженность ценностей;
-
общее представление о семейных традициях учащихся.
В эксперименте применялись методики:
-
Тест «Биополе семьи» - определение психологического климата, который позволяет чувствовать себя комфортно рядом с близкими. Состоит из 35 утверждений, на каждое из которых испытуемый отвечает «да» или «нет».
-
Опросник терминальных ценностей (ОтеЦ) - предложенный И.Г. Сениным в 1991 г. и предназначен для диагностики жизненных целей (терминальных ценностей) человека. Опросник состоит из 80 утверждений, каждое из которых испытуемый оценивает по 5-балльной шкале: не имеет никакого значения - 1, имеет небольшое значение - 2, имеет определенное значение - 3, важно - 4, очень важно - 5.
-
Опросник «Семейные традиции» - составленный студенткой 5-го курса ИПП КФУ Ириной Хохловой. Предназначен для диагностики представлений испытуемых о семейных традициях. Опросник состоит из 11 вопросов. Из них 8 вопросов открытые, 3 вопроса полузакрытые.
На основе выполненного анализа можно сделать вывод о том, гипотеза, положенная в основу исследования частично подтвердилась. В большинстве случаев подростки не задумываются о значимости семейных традиции, о их роли в воспитании. Многие подростки не имеют четкого представления о понятии традиции и семейные традиции. Радует тот факт, что в семьях учащихся соблюдаются традиции и ритуалы, что является мотивом для того, чтобы учащиеся видели необходимость в соблюдении традиций в своей будущей семье.
Итак, нам удалось выяснить, что семейные традиции важны для каждого подростка, с помощью семейных традиций дети приобщаются к культуре, социуму, познают мир, социализируются. Социализация подростка происходит под влиянием целенаправленного процесса воспитания, через который на подростка оказывает влияние вся семейная атмосфера. Семейные условия, социальное положение, семейные традиции, род занятий, уровень образования родителей в значительной мере предопределяют жизненный путь ребёнка. Нет практически ни одного социального и психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем и прошлом.
Роль семейных традиций велика. С регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира, семьи; утрата семейных традиций может привести к возникновению проблемного подросткового возраста; семью без семейных традиций, сложно назвать семьей, т.к. семейные традиций являются залогом благополучия и любви в семье.
Проводя экспериментальное исследование, нам удалось выяснить, что во многих семьях подростков присутствует благоприятная семейная атмосфера, что способствует соблюдению традиции в каждой семье. Хотелось бы отметить, что не каждый подросток смог дать четкое представление о сущности семейных традиций, об их роли. Это связано с недопониманием самого понятия, ценности и значимости семейных традиций. Большинство подростков смогли охарактеризовать понятие семейные традиции, определить источники возникновения, выявить причины исчезновения традиции.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дети подросткового возраста не имеют четких представлений о семейных традициях, хотя осознают их роль и ценностях для всех членов семьи.
Список источников
1. Плахов В.Д. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования. - М., 1982. - 220 с.
2. Сатир В. Психотерапии семьи. - СПб.: Речь, 2000. - 284 с.
3. Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальное явление. - Горький, 1973. - 256 с.
4. Фролов С.С. Основы социологии. - М., 1997. - 344 с.
5. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.
5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкид В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2000. - 656 с.