В настоящее время требования к уровню умственной работоспособности студентов возрастают в связи с повышающимися требованиями общества к высшему профессиональному образованию, увеличением академической нагрузки на студентов, усложнением образовательных программ, необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов в соответствии с достижениями научно-технического прогресса, появлением новых технологий. Поэтому на студента-первокурсника ложится колоссальная умственная и физическая нагрузка. Так возникает проблема выявления и обоснования эффективных средств повышения умственной работоспособности студентов первого курса.
Средства физической культуры являются одними из самых эффективных и доступных для поддержания и повышения умственной работоспособности. Переключение с умственной работы на физическую, и наоборот, способствует изменению характера нагрузки на различные отделы центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата, вызывая в них функциональные сдвиги, что создаёт условия для отдыха и восстановления психофизиологических функций. Одновременно физическая нагрузка может служить средством коррекции, устранения тех или иных функциональных нарушений, которые могут вызываться умственной работой, и тем самым способствовать повышению эффективной учебной деятельности, профилактике переутомления центральной нервной системы и скорейшей адаптации студентов [3].
Среди наиболее эффективных средств физической культуры, способствующих повышению умственной работоспособности, могут быть спортивные игры, в частности занятия баскетболом. Баскетбол - одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Разнообразные движения способствуют улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма, способствуют развитию физических и психических способностей [1]. Баскетбол характеризует соревновательный характер, что влияет на воспитание у занимающихся настойчивости, решительности и целеустремленности, творческой инициативы. Развитие этих качеств положительно влияет на сокращение периода адаптации при поступлении в вуз и дальнейшее успешное обучение [5]. Большой объем и высокая интенсивность нагрузок, необходимость быстрых и точных дифференцировок приводят к повышению силы и подвижности нервных процессов, что способствует повышению умственной работоспособности студентов [4]. Игра в баскетбол является нагрузкой аэробно - анаэробного характера, и поэтому применение баскетбола является эффективным средством для развития выносливости, что немаловажно для представителей специальностей, требующих длительных умственных нагрузок. Улучшение общей физической подготовки студентов в процессе физкультурного образования с акцентированием на баскетбол способствует укреплению здоровья, развитию основных физических и психических качеств, повышению уровня общей работоспособности [5].
В рамках гранта «Психолого-педагогические технологии повышения умственной и физической работоспособности, снижения нервно-эмоционального напряжения студентов вуза в процессе образовательной деятельности» (НК-416П) нами проводится работа, посвященная изучению влияния занятий баскетболом на умственную работоспособность студентов первого курса Белгородского государственного университета. Проводится наблюдение за пятью девочками и пятью мальчиками первого курса, многие из которых стали заниматься баскетболом в университете. Занятия проводятся два раза в неделю по 1,5 часа. Для исследования умственной работоспособности нами применялась методика «Таблицы Шульте». На рис. 1 приведены показатели умственной работоспособности юношей в начале занятий баскетболом (конец сентября 2010 г.) спустя месяц занятий (начало ноября 2010 г.), и в конце осеннего семестра.
Рис. 1. Показатели умственной работоспособности юношей, занимающихся баскетболом, в начале занятий, спустя месяц занятий и в конце осеннего семестра
Из диаграммы видно, что показатели умственной работоспособности у юношей в середине семестра ухудшились, а в конце семестра значительно улучшились.
На рис. 2 представлены показатели умственной работоспособности у девушек в начале занятий баскетболом, спустя месяц после занятий и в конце семестра.
Рис. 2. Показатели умственной работоспособности девушек, занимающихся баскетболом, в начале занятий, спустя месяц занятий и в конце осеннего семестра
Видно, что у девушек показатели в целом лучше, чем у юношей, в середине семестра у девушек значительно улучшились показатели, в конце семестра врабатывание происходило в течение 3-х таблиц, а затем прохождение таблиц заняло значительно меньше времени.
Для сравнения мы сделали 2 контрольных среза (в начале октября и в конце семестра) у учебной группы 1-го курса. В тестировании приняло участие 12 человек. Показатели умственной работоспособности контрольной группы представлены на рис. 3.
Рис. 3. Показатели умственной работоспособности студентов контрольной группы в начале и конце осеннего семестра
Из диаграммы видно, что показатели умственной работоспособности студентов контрольной группы в целом уступают показателям студентов, занимающихся баскетболом.
Таким образом, мы выяснили, что применение занятий баскетболом как средства повышения умственной работоспособности студентов-первокурсников имеет большие нюансы и особенности как для юношей, так и для девушек, хотя и имеет большой потенциал для решения поставленной проблемы. Необходимо подобрать оптимальные нагрузку, длительность занятий, их количество, плотность, интенсивность, необходимые упражнения, учитывать половые особенности, чтобы в конечном итоге достичь положительного эффекта.
Но в настоящее время существует мало работ и действующих методик проведения занятий баскетболом со студентами-первокурсниками. В тяжелых условиях аудиторных занятий, которые сейчас подавляюще преобладают, необходимо грамотно организовывать активный отдых для первокурсников, чтобы помочь им успешно адаптироваться к обучению в вузе, поддержать и повысить уровень их умственной работоспособности.
Список литературы
1. Защук С.Г., Ивчатова Т.В. Баскетбол в физическом воспитании студентов нефизкультурных вузов // Проблеми фiзичного вихования i спорту. - 2010. - №5. - С. 69-72.
2. Методика «Таблицы Шульте» // Альманах психологических тестов. - М., 1995. - С. 112-116.
3. Соловьев В.Н. Умственная и физическая работоспособность студентов как фактор адаптации к учебному процессу // Успехи современного естествознания. - 2004. - №8. - С. 69.
4. Церковная Е.В. Баскетбол как средство развития выносливости и психофизиологических способностей студентов технических вузов // Физ. воспитание студ. творч. спец. - 2007. - №1. - С. 157-161.
5. http://lit.lib.ru/ Баскетбол. Для всех и каждого.
6. http://sport.pu.ru Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности.