Актуальность изучения проблемы физкультурно-спортивной активности студентов во время обучения в вузе определяется необходимостью в формировании мотивационно-потребностного содержания их физической культуры и ее практической реализации в жизнедеятельности будущих молодых специалистов.
Понимание значимости физкультурно-спортивной деятельности для профессионального становления зависит не только от объективных, но и от субъективных факторов, так как она непосредственно связана с личностно-мотивационной сферой, с реализацией индивидом своих социальных, психических и физических способностей. Как и на что студенты будут расходовать приобретённую в самой физкультурно-спортивной деятельности силу и энергию, каким целям её подчинят, как её организуют - всё это входит в субъективную характеристику их спортивной, а в дальнейшем и профессиональной деятельности [1].
Мы провели анкетирование, целью которого было получить данные о спортивных интересах студентов нашего вуза, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотивации к длительным занятиям различными видами физкультурной деятельности, спортом и стремлению к высоким спортивным достижениям.
Для выяснения вопроса мы решили обратиться к студентам I и II курсов - их в нашем вузе 390 человек. Из них были опрошены 305 студентов, что составляет 78%. В результате анкетирования было установлено, что 75% опрошенных занимались или до сих пор занимаются - а таких 57% - различными видами физкультурной деятельности. Из числа студентов, которые на данный момент продолжают свою физкультурную деятельность 16% занимаются в спортивных секциях, а 33% - посещают тренажёрный зал.
11% студентов начали заниматься в тренажёрном зале с момента поступления в ВУЗ, поскольку данная категория студентов считает, что отведённые для физического воспитания часы, не позволяют сформировать необходимые физические качества, а также исходный уровень их физической подготовленности не соответствует требованиям, которые необходимы на занятиях физической культуры.
Обработка результатов анкетирования показала, что абсолютное большинство студентов (86%) считают занятия физической культурой и спортом необходимыми, причем 30% респондентов отмечают необходимость занятий спортом, а 56% отдают предпочтение оздоровительной физической культуре.
Основным мотивом занятий физкультурной деятельностью для 56% студентов является желание быть физически привлекательными, 41% считает, что это необходимо для укрепления здоровья, 23% полагают, что занятия спортом позволяют увереннее чувствовать себя в обществе, 16% называют улучшения самочувствия и только 11% планируют добиться высоких результатов в спорте [2].
Было проведено ранжирование видов спортивной деятельности студентов нашего вуза, которое показало, что 67% постоянно занимаются различными видами физкультурно-спортивной деятельности, 33% - эпизодически, а 14% студентов исключают физическую деятельность. Наиболее значимой и доступной формой занятий 16% студентов называют тренировки в спортивных секциях вуза, 33% - посещают тренажёрный зал. В качестве мотивов при обосновании выбора формы занятий 48% студентов указывают удобное время и организацию занятий вузовских секциях, 36% обосновывают свой выбор желанием заниматься избранным видом спорта, 16% отмечают высокий профессиональный уровень тренеров.
Таким образом, результаты анкетирования показали, что абсолютное большинство студентов I и II курсов нашего вуза занимались или до сих пор занимаются избранными видами физкультурно-спортивной деятельности, что позволяет им реализовать потребности в различных видах двигательной активности, сформировать необходимые физические качества, повысить исходный уровень их физической подготовленности, а также удовлетворить желание быть физически привлекательными.
Список литературы
1. Мусина С.В. Влияние физкультурно-спортивной деятельности на учёбу студентов в вузе и её связь с профессиональным становлением / С.В. Мусина, Е.В. Егорычева, М.К. Татарников // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 2. - C. 60-61.
2. Отношение студентов технического вуза к занятиям физической культурой и спортом / И.В. Чернышева, Е.В. Егорычева, С.В. Мусина, М.В. Шлемова // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 4. - C. 97.