Конкурентоспособность специалиста - это социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха, определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром [1].
На основе анализа теоретических работ исследователей по педагогике и психологии (А.А. Бодалев, Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, Л.М. Митина, С.Л. Рубинштейн и др.) в качестве признаков конкурентоспособности будущих инженеров нами выделены: владение базовыми компетентностями в своей профессиональной области (мобильность, стремление к саморазвитию; способность подчинить любые технические изобретения и научные открытия человеческим целям, без вреда человечеству и природе); ориентировка в рыночной ситуации, в которой развёртывается его профессиональная деятельность; сформированность информационной компетенции (владение основами аналитической переработки и знание особенностей информационных потоков в своей области профессиональной деятельности); психологическая готовность к конкурентоспособному поведению (действие в ситуациях, предполагающих соперничество, профессиональная интуиция, потребность в успешной деятельности); ответственность; наличие творческого потенциала; сформированность инженерной рефлексии (желание и умение критического оценивания себя и результатов своей деятельности; знание сути и назначения инженерной рефлексии и осознание её необходимости для саморазвития; оценивать свои профессиональные возможности, прогнозировать своё развитие); самостоятельность (интерес и настойчивость в решении инженерных задач (проблем); знание о процессе и рациональных способах решения инженерных задач (проблем); умение вариативно решать поставленные задачи (проблемы)).
Список литературы
1. Шаповалов В.И. Формируем конкурентоспособную личность // Школьные технологии. - 2003. - № 3. - С. 38-44.