Процесс адаптации как специфический момент в развитии и становлении личности студента имеет особое значение, потому, что в ходе адаптации важно дать правильную ориентацию в системе поведения, т.к. подобная ориентация надолго определяет «лицо» студента, судьбу его развития. Это и есть средство приобщения личности к новым социальным функциям, культуре, нормам поведения [2].
У различных групп молодёжи процесс социальной адаптации происходит по-разному; у одних - в более сжатые сроки и не так болезненно, у других - с большими трудностями и осложнениями. Мы предположили, что именно физкультурно-спортивная деятельность в достаточной мере обеспечивает студентам тот уровень необходимого психологического и социального комфорта, который необходим современному молодому человеку для полноценного общения в среде своих сверстников и для их индивидуального позиционирования по отношению к определённой группе вопросов, характеризующих степень физического соответствия с эталонно-нормативными представлениями студентов о преуспевающем человеке.
Для выявления трудностей адаптационного периода, способов и средств, способствующих адаптации, условий проведения досуга, свойств характера, было проведено анкетирование со студентами II-V курсов. К условиям, которые способствовали успешной адаптации, студенты всех курсов отнесли: сложившиеся добрые отношения в группе (22%); участие в вузовских и межвузовских соревнованиях (27%), конкурсах и творческих мероприятиях (23%) и подготовку к ним; занятия физическими упражнениями (10%) и тренировки в спортивных секциях (39%).
63% из всех опрошенных студентов отметили, что физкультурно-спортивная деятельность имеет немаловажное значение в их повседневной жизни и указали, что она является одной из форм социальной активности человека. При этом, как указали студенты, в порядке значимости, физкультурно-спортивная деятельность способствует развитию таких свойств характера как: целеустремлённость (35%), дисциплинированность (31%), настойчивость (26%), самоуверенность (25%), решительность (21%), терпимость (17%).
Ускорение процесса социальной адаптации в студенческой среде возможно при создании определённых условий, при которых проявляются умения и развиваются свойства личности, необходимые в процессе адаптации. Одним из основных приоритетных направлений в создании таких условий является физическая культура и спорт, поскольку социальная активность, развивающаяся на её основе, переносится на другие сферы жизнедеятельности - общественно-политическую, учебную, трудовую и т.д. У студентов, включённых в систематические занятия физической культуры и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определённый стереотип режима дня, повышается жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к содружеству, удовлетворены социальным признанием. У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойственен оптимизм, энергия. Среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Они успешно взаимодействуют в учёбе, требующей постоянства, напряжения, более находчивы, свободнее вступают в контакт. Выпускники, имеющие низкий уровень физической подготовленности трудоустраиваются позже остальных. В большинстве случаев удаётся реализовать свои жизненные планы выпускникам-спортсменам. Прозорливость спортсменов выражается в их умении и готовности планировать свою деятельность, выбирать отдалённую цель и добиваться её [1]. Всё выше сказанное составит платформу для успешного трудоустройства и социальной адаптации в производственно-трудовом коллективе после окончания учебного заведения.
Список литературы
1. Мусина С.В. Оптимизация процесса адаптации студентов в вузе с помощью физкультурно-спортивной деятельности / С.В. Мусина, Е.В. Егорычева, К.В. Бадиков // Изв. ВолгГТУ. - Волгоград, 2010. - №8. - Вып.7. (Сер. Новые образовательные системы и технологии обучения в вузе. -С. 137-139.
2. Мусина, С.В. Физкультурно-спортивная деятельность и проблема адаптации студентов - будущих специалистов / С.В. Мусина, Е.В. Егорычева, М.К. Татарников // Современные наукоёмкие технологии. - 2011. - № 1. - C. 125-126.