Наука и искусство - два способа познания человеком окружающей действительности - абстрактно-логическое и картинно-образное - создают наиболее полную картину мира. Важными составляющими в осознании мира, материи являются понятия пространства, времени.
Понятие «время» работает постоянно на протяжении всего курса физики, да и других учебных дисциплин.
Время воспринимается как порядок, очередность смены явлений в природе, процессов, событий; характеризуется такими свойствами как длительность и одномерность, необратимость и однородность.
В каждом из видов искусства особенное выражение пространственно-временных отношений, разные способы их преображения в художественное пространство и время. Так ранее античное понимание - толкование времени как циклической, замкнутой длительности создало искусство классики с идеалом статистической гармонии. Но уже в V в. до н.э. древнегреческий скульптор Мирон в знаменитой статуе «Дискобол» означает стремительное движение - «Все будет так - но и не так / Через одно мгновенье». (В. Шефнер, стихотворение «Миг», 1964 г.)
Особое внимание понятию время - при обсуждении теории относительности: в 1904(!) А. Блок: «Нам казалось, мы кратко блуждали. / Нет, мы прожили долгие жизни.../ Возвратились - и нас не узнали / И не встретили в милой отчизне. / И никто не спросил о планете, / Где мы близились к юности вечной...»
Учебный процесс не сможет развиваться без развития образного мышления. Наши ученики узнают, поймут, почувствуют современные научные истины и воспримут их, если сумеют «В одном мгновенье видеть вечность, / Огромный мир - в зерне песка, / В единой горсти - бесконечность / И небо в чашечке цветка». (У. Блейк, 1775-1827).