В изучении курса физики решение задач имеет исключительно большое значение, и им отводится значительная часть курса. В процессе решения учащиеся овладевают методами исследования различных явлений природы, знакомятся с новыми прогрессивными идеями и взглядами, с открытиями отечественных ученых, с достижениями науки и техники.
Школьные задачники по физике в своем большинстве содержат логические и вычислительные задачи. Основные способы их решения - логический и математический в различных проявлениях и сочетаниях. Процесс решения задачи заключается в постепенном соотнесении условия задачи с ее требованием. Начиная изучать физику, школьники не имеют опыта решения физических задач, но некоторые элементы процесса решения задач по математике могут быть перенесены на решение задач по физике.
Часто учителя физики полагают, что обучение учащихся решению задач - одна из основных задач всего учебного процесса по физике. Это с одной стороны верно, а с другой - ошибочно. Учащиеся обязательно должны решать задачи, так как в противном случае они не усвоят понятия и законы физики либо их знания будут формальными. В процессе решения задач знания учащихся конкретизируются, создается понимание сущности явлений, физических понятия и величины приобретают реальный смысл, у ученика появляется способность рассуждать, устанавливать причинно - следственные связи, выделять главное и отбрасывать несуществующее. Решение задач позволяет сделать знания учащихся осознанными, избавить их от формализма.
Систематическое решение задач способствует развитию мышления учащихся, их подготовке к участию в олимпиадах и творческих поисках; воспитывает трудолюбие, настойчивость, волю, целеустремленность и является хорошим средством контроля над знаниями, умениями и навыками. Научить школьника решать физические задачи - одна из сложнейших педагогических проблем.