Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Исследовательская деятельность студентов является предметом многолетних исследований, но и сегодня это направление актуально. Ведь на сегодняшний день, в период непрерывного совершенствования технологической основы цивилизации, как никогда востребованы специалисты: компетентные в области своей специальности и в других областях; способные к научно исследовательской деятельности и имеющие креативное мышление, так как возникшие нестандартные задачи требуют нестандартного решения; ответственные за свои действия и способные достойно представить свои разработки.

Основываясь на анализе научной литературы, рассматриваемой проблемы, мы выделили определение исследовательской деятельности наиболее соответствующее нашему пониманию. Таким образом, исследовательская деятельность студентов - это деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для формирования личности как общественного субъекта на основе самостоятельного приобретения субъективно новых знаний, умений и навыков [1].

Где структура полной исследовательской деятельности выполняемой студентом будет содержать четыре аспекта:

1. Научный. Представляется: выявлением проблем; определением актуальности и наличия решения выделенной проблемы.

2. Формально-описательный. Представляется: описанием цели; постановкой задач; выдвижением гипотез; анализом имеющихся решений и предложение наилучших или более рациональных методов и средств решения выделенной проблемы.

3. Процессуально-деятельностный. Представляется: планирование и организация предстоящих действий с целью достижение намеченной цели, реализации поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез; проведением экспериментальной части.

4. Диагностико-корректирующий. Представляется: проведением установленных диагностик для проверки соответствующих целей; анализ полученных результатов в ходе проведения эксперимента и сравнивание их с выдвинутыми гипотезами; корректировкой теоретической части с учетом результатов проведенного анализа.

При этом в зависимости от направления технологии обучения, направления организации учебных процессов необходимых для успешного осуществления студентами исследовательской деятельности с целью становления профессионально компетентного специалиста, а также личной заинтересованности студента в выполнении действий по предложенному исследованию, выделим уровни проявления способностей студентов в осуществлении исследовательской деятельности:

1. Квазиисследовательский. Уровень характеризуется отсутствием способностей исследовательской деятельности, преобладанием ложного мнения о исследовательской деятельности.

2. Доисследовательский. Данный уровень характеризуется наличием формальных способностей исследовательской деятельности. Подход к исследованию строится на основе копирования имеющихся несложных исследовательских работ.

3. Исследовательский. Этот уровень характеризуется способностью свободного владения исследовательской деятельностью, преобладанием осознания своих индивидуальных способностей.

4. Суперисследовательский. Данный уровень характеризуется способностью рационализации исследовательской деятельности, креативным подходом к решению возникших проблем, сформированной потребностью в самореализации.

5. Постисследовательский. Отличительной чертой этого уровня является наличие способностей передачи опыта исследовательской деятельности новому поколению обучающихся.

Список литературы

1. http://wiki.kgpi.ru/mediawiki/Бушенева И. Исследовательский подход в обучении.