С развитием технологий инженер испытывает на себе целый комплекс неблагоприятных факторов: эмоциональное напряжение, информационные перегрузки. Недостаточная физическая активность оказывает чрезвычайно негативное воздействие на организм, нарушая его нормальное функционирование и способствуя развитию различных заболеваний. В подобных условиях очень важно применять комплекс разнообразных средств, способствующих сохранению и укреплению здоровья организма. Одним из мероприятий, оказывающих благоприятное воздействие на здоровье организма, являются утренние, специально направленные занятия физическими упражнениями, позволяющими увеличить уровень общей физической активности. Очень важно во время этих занятий не доводить организм до состояния выраженного утомления, так как это отрицательно скажется на умственной и физической работоспособности в течение дня. Основные задачи, которые решаются с помощью утренних физических упражнений: устранить некоторые последствия сна (отечность, вялость, сонливость и др.), увеличить тонус нервной системы, усилить работу основных систем организма, подготовить его к выполнению более тяжелых нагрузок. Выполнение комплекса общеразвивающих упражнений устраняет застойные явления в тканях, повышает кровообращение в мышцах [1].
Работа инженера связана со значительным напряжением внимания, зрения, интенсивной интеллектуальной деятельностью и малой подвижностью, поэтому необходимо использовать различные формы активного отдыха. Разнообразные формы двигательной деятельности улучшают обмен веществ, укрепляют опорно-двигательный аппарат. Очень популярным видом активного отдыха в выходные дни являются спортивные игры (бадминтон, баскетбол, волейбол, футбол, теннис, хоккей и др). Они характеризуются непрерывной сменой игровой обстановки и способствуют выработке быстрой ориентировки, находчивости и решительности, развивают глазомер, точность и быстроту движений помогают воспитывать у игроков дисциплинированность, умение действовать в коллективе [2].
Труд и отдых - неразрывно связанны между собой в производственной деятельности человека. Недостаточный отдых ведет к развитию утомления, а длительное отсутствие полноценного отдыха к переутомлению, что снижает защитные силы организма и может способствовать возникновению различных заболеваний, снижению или потере трудоспособности. Важное условие эффективного отдыха - регулярное чередование периодов работы и отдыха.
В течение рабочего дня необходимо делать короткие перерывы для активного отдыха. Большое значение имеет производственная гимнастка, которая способствует улучшению функционального состояния организма, поддержанию высокого уровня трудоспособности и сохранения здоровья. Кроме того, гимнастика способствует предупреждению заболеваний, вызываемых специфическими условиями труда.
Инженеры высшей квалификации на определенном этапе своей профессиональной деятельности, становясь руководителями производственного, управленческого или другого коллектива, должны осознавать роль и значимость производственной физической культуры для профессиональной дееспособности каждого члена коллектива. При решении вопросов производственной физкультуры руководителю коллектива приходиться анализировать плюсы и минусы ее внедрения. Однако в любом случае принятие решения во многом зависит от того, насколько сам руководитель понимает суть и значимость использования физических упражнений для активного отдыха.
Таким образом, физическая культура обладает огромным развивающим потенциалом в плане улучшения физической подготовленности, укрепления здоровья, снижения общей утомляемости, является эффективным средством развития личностного потенциала специалиста [3].
Список литературы
1. Дижонова Л.Б. Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании / Т.Н. Хаирова, Л.Н. Слепова, М.К. Татарников // Известия ВолгГТУ: межвуз.сб. науч.с т. №7 / ВолгГТУ. - Волгоград, 2007. - С.99-101.
2. Дижонова Л.Б. Адаптация студентов первого курса к условиям обучения в вузе средствами физической культуры / Т.Н. Хаирова, Л.Н. Слепова, М.К. Татарников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - № 9. - С. 127-128.
3. Хаирова Т.Н. Физическое воспитание в условиях неблагоприятной окружающей среды с учетом региональных особенностей / Л.Б. Дижонова, Л.Н. Слепова, С.Л. Дижонов, М.К. Татарников // Успехи современного естествознания. - 2011. - № 3. - С. 93-95.