Необходимость внедрения в систему физического воспитания студентов вузов спортивно ориентированных и оздоровительных технологий продиктована, с одной стороны, возрастающими требованиями к повышению качества профессиональной подготовки специалистов (формирование личности с характерным набором свойств, качеств и функций), с другой - необходимостью всесторонней подготовленности к социально значимой деятельности [1].
На основе анализа профессиограмм были выявлены следующие качества, обеспечивающие успешность выполнения программистом профессиональной деятельности:
1. Способности: логическое мышление; гибкость и динамичность мышления; способность анализировать ситуацию (аналитические способности); высокий уровень развития концентрации, объема, распределения и переключения внимания; развитое воображение.
2. Личностные качества, интересы и склонности: внимательность; аккуратность; терпеливость; настойчивость; целеустремленность; ответственность; умение самостоятельно принимать решения; независимость (наличие собственного мнения).
Кроме того, в профессиограмме программиста присутствуют качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности: невнимательность, рассеянность; нетерпеливость; отсутствие логического мышления.
Рассмотрим некоторые виды спорта и соответствующие им значимые качества в деятельности программистов.
Виды спорта на выносливость (бег на средние дистанции, лыжные гонки, плавание, пеший туризм, велоспорт, гребля, конькобежный спорт). Регулярные занятия обеспечивают высокий уровень общей адаптационной способности, развитие целеустремленности, дисциплинированности, настойчивости, терпения, самостоятельности.
Виды спорта, требующие сложной сенсорно-моторной координации в вариативно-конкретной ситуации (баскетбол, волейбол, теннис, хоккей, футбол; все виды борьбы, бокс). В процессе систематических тренировок формируются навыки и умения оперативных и коллективных действий; обеспечивается достаточно высокий уровень общей работоспособности, функционирования центральной нервной системы, зрительного анализатора; развиваются распределение и переключение внимания, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость, инициативность, чувство коллективизма, помехоустойчивость, коммуникативность.
Виды спорта на координацию движений (спортивная гимнастика, прыжки в воду, на батуте, акробатика и др.). Методически правильно построенные занятия обеспечивают высокий уровень функционирования зрительного анализатора; развивают переключение и распределение внимания, самообладание.
Виды спорта, требующие предельно напряженной нервной деятельности (стрельба пулевая, из лука, шахматы). Регулярная тренировка обеспечивает выработку навыков предельного напряжения нервной деятельности, хорошее состояние центральной нервной системы, зрительного анализатора, развивает концентрацию и устойчивость внимания, эмоциональную устойчивость, выдержку и самообладание, терпение.
Не смотря на то, что деятельность программиста связана преимущественно с умственным трудом, было показано, что средства и методы физической культуры и спорта помогают развивать и формировать профессионально значимые и необходимые личностные качества и, кроме того, позволяют сохранить высокую работоспособность в дальнейшем труде. Одной из задач любого учебного заведения является формирование у студентов активной общественной позиции, а физическая культура и спорт являются одними из самых массовых и действенных средств формирования социально активной личности будущих специалистов [2].
Список литературы
1. Егорычева Е.В. Атлетическая гимнастика как избранный вид двигательной активности для формирования профессиональных качеств будущих специалистов / Е.В. Егорычева, С.В. Мусина, М.В. Шлемова, И.В.Чернышёва // Современные исследования социальных проблем. - 2010. - №4. - С. 57-62.
2. Анализ влияния физической культуры на умственную работоспособность студентов / И.В.Чернышёва, М.В. Шлемова, Е.В. Егорычева, С.В. Мусина // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - № 1. - C. 74-77.