Понятие угроза понимается как риск, т.е. предполагаемое событие (вероятность) способное нанести ущерб здоровью и жизни человека. С позиции предмета нашего исследования, это вероятность нежелательных событий в социальной среде по отношению к школьникам, способных нанести ущерб его психическому здоровью. Дети наиболее подвержены опасностям в виду того, что психика еще не до конца сформирована и процесс социализации не прошел, а еще только в стадии бурного течения. Так же стоит подчеркнуть, что не да конца сформировался ряд качеств личности, например волевые, что еще более усугубляет ситуацию и требует должного внимания со стороны взрослых и педагогов.
К угрозам социально-психологического характера в социальной среде, в том числе в образовательном учреждении относятся: рост психологической напряженности вследствие увеличения стрессовых ситуаций в обществе, в коллективах образовательных учреждений, в семьях; повышение психологической напряженности вследствие усиления ощущения социальной незащищенности: от невозможности понимания происходящего в мире; необеспеченных слоев населения - от отсутствия материальной обеспеченности.
Можно выделить следующие факторы способствующие возникновению психологических угроз:
1) индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми;
2) межличностные отношения детей в группе и враждебность окружающей среды (в данном случае социальной);
3) интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней;
4) неправильная организация общения;
5) невнимательность со стороны родителей;
6) открытый доступ к нежелательной информации. Большинство ребят имеет доступ к интернету, а это источник как полезной, так и опасной, деструктивной информации. Контроль же со стороны взрослых либо не осуществляется совсем, либо осуществляется, но частично;
7) потеря интереса к деятельности кружков и секций.
На этом фоне усугубляются:
- противопоставление поколений на базе различия в условиях целей и мотиваций;
- информационное навязывание «западных» стереотипов воспитания, мышления, поведения, внедряемых в сознание молодежи без учета особенностей российского менталитета и реальных возможностей людей;
- «зомбирование» сознания подрастающего поколения через СМИ, например, рекламой и психотропными методами воздействия;
- изменение жизненных ценностей учащихся в сторону потребительской и индивидуалистической (эгоцентрической) психологии;
- рост числа психических заболеваний подростков, родителей и педагогов;
- рост потребления алкоголя, распространение наркома-нии;
- формирование в СМИ культа богатства и потребления (за счет его приобретения любыми средствами), агрессии и насилия, как наиболее современных жизненных ценностей, и, как следствие этого, потеря ориентации на нравственные, духовные и культурные ценности.
Реализация угроз психологического характера в современном социуме может привести: к нарушению психического здоровья; к увеличению количества психических заболеваний, самоубийств и преступлений.
Все это, на наш взгляд оказывает существенное влияние на личность школьника, а соответственно и безопасность этой личности. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что только при должном внимании со стороны взрослых и оптимальных - с точки зрения эффективности совместной жизни и деятельности отношениях мы можем рассчитывать на грамотное осуществление безопасности будущего поколения, а соответственно и будущего государства.
Список литературы
1. Петров С.В., Обеспечение безопасности образовательного учреждения: учебное пособие / С.В. Петров, П.А. Кисляков. - М.: Изд-во «Русский журнал», 2010. - 260 с.