Результаты поединка двух команд во многом зависят от возможности возобновить неудавшуюся атаку или контратаковать после блока. В этом случае успех зависит от защитных действий: надежной страховки нападающего и блокирующего игроков. На очередном конгрессе по волейболу ФИВБ приняла решение о введении такого амплуа, как либеро, с целью интенсификации игры, а также повышения зрелищности. Либеро призван улучшить качество игры команды в защите, потому что в идеале он должен принимать подачу и защищаться лучше любого другого игрока. Эффективность действий свободного защитника зависит от подвижности, быстроты реакции, ловкости, умения владеть различными способами перемещения: рывками, прыжками, выпадами, падениями и бросками. Умение координировать движения и ориентироваться в пространстве, также играет большую роль при игре в защите.
Цель исследования - экспериментально обосновать применение разработанной программы упражнений для подготовки игроков «либеро» 15-16 лет.
Для определения уровня владения перечисленными качествами мы применили группы контрольных испытаний. В первую группу вошли тесты для определения быстроты и координационных способностей. Во вторую группу тестов мы включили испытания по технике, с обязательным применением игровой ситуации. Выбранные нами тесты характеризуют особенности двигательной деятельности свободных защитников.
На первом этапе исследования средние показатели тестируемых качеств в экспериментальной и контрольной группах практически не отличаются. В контрольной группе все показатели скоростных способностей немного лучше, чем в экспериментальной, однако разница в значениях статистически не значима. В контрольных испытаниях по технике результаты экспериментальной группы немного выше, чем в контрольной, но и в этом случае разница в результатах статистически не значима.
Следует отметить низкий уровень выполнения данного блока тестов испытуемыми обеих групп. На наш взгляд это связано, во-первых, с координационной сложностью заданий. Это свидетельствует о том, что на предыдущем этапе работы в учебно-тренировочном процессе уделялось недостаточно внимания специальной подготовке спортсменов.