Многими авторами подчеркивается сложная структура технических действий в волейболе. Мастерство волейболиста связано с быстротой и точностью выполнения приемов техники. На скорость и точность оказывает влияние не только сама техника (способ), но процесс организации движении. Совершенствование технического мастерства волейболиста непосредственно связано со становлением быстроты и точности двигательных действий. В связи с этим, считается методически целесообразным сосредотачивать усилия на наиболее важных движениях и наиболее выгодных способах быстрого их выполнения.
Основными видами двигательных актов волейболистов являются быстрые перемещения, прыжки, падения, выполнение которых связано с определенным риском и требует от игроков смелости и самообладания. Все двигательные действия характеризуются большой вариабельностью, изменчивостью. Сложность игровых действий заключается в том, что этот арсенал технических приемов приходится применять в различных сочетаниях и условиях, которые требуют быстрого переключения с одних форм движений на другие, совершенно иные по ритму, скорости и характеру.
Актуальная проблема подготовки юных волейболистов - повышение эффективности соревновательных действий на основе развития быстроты и точности выполнения технико-тактических приемов. Выполнение технических приемов требует максимального проявления точности пространственных, временных и силовых параметров. Целесообразное сочетание их - источник своевременной точности, гарантирующий высокую эффективность в соревновательных действиях волейболистов.
Большинство тренеров признают необходимость целенаправленного развития координационных способностей, в том числе точности двигательных действий, начиная с первых шагов в волейболе. Однако не всегда развитию этого качества отводится достаточное внимание на тренировочных занятиях, что не позволяет волейболисту раскрыть все потенциальные возможности в соревновательной деятельности, что и обуславливает актуальность темы исследования.
Цель исследования - экспериментально обосновать применение комплексов упражнений для воспитания специальной ловкости волейболистов13-14 лет.
Учитывая полученные данные, на первом этапе работы, для изучения уровня подготовленности юных волейболистов в целевой точности в сочетании с быстротой был разработан набор тестов, позволяющий исследовать сочетание быстроты и целевой точности и координационные способности в сочетании с тактическим мышлением.
Математическая обработка результатов проведенного исследования исходного уровня двигательных способностей юных волейболистов показывает, что к началу эксперимента достоверных различий между показателями тестирования в контрольной и экспериментальной группах не выявлено.
Результаты, полученные в постэкспериментальный период позволили нам определить, что применение в учебно-тренировочном процессе юных волейболистов экспериментальной группы комплексов упражнений направленных на воспитание специальной ловкости положительно повлияло на точность и быстроту выполнения контрольных испытаний, которые основывались на технико-тактических действиях волейбола.
Таким образом, мы выяснили, что способность выполнять двигательные действия соразмеряя их во времени, в пространстве и по усилию зависит от уровня координационных способностей, от которых в свою очередь зависят быстрота, точность и своевременность выполнения технико-тактического действия. Развитие скоростно-точностных качеств у юных волейболистов в немалой степени зависит от возрастных особенностей восприимчивости к овладению соответствующими навыками. Данные о возрастной динамике показателей быстроты и точности (в сочетании) при выполнении технических приемов, а также данные о влиянии на эти показатели возраста и занятий волейболом, позволяют выделить период с 11 до 15 лет, как наиболее благоприятный. Ссылаясь на вышеизложенное можно говорить о том, что возраст наших испытуемых (13-14 лет) является критическим периодом высокой чувствительности для воспитания точности в быстроте, что в какой-то мере оправдывает достаточно высокие показатели контрольных испытаний, как в экспериментальной, так и контрольной группах.
Также, если рассматривать целевую точность с общебиологических позиций адаптации организма, можно предположить, что данное свойство сенсомоторики, также как и другие свойства и качества человеческой деятельности, подвержено приспособительным изменениям к действию условий эндогенного и экзогенного порядка. Существует тесная связь целевой точности с уровнем спортивной квалификации и опытом участия в ответственных соревнованиях, что возможно также повлияло на результат эксперимента.