В игровой деятельности волейболистов ведущая роль принадлежит технической подготовленности играющих, поскольку она подвергается оценке со стороны судей, протекает в непрерывно изменяющихся условиях при внезапно возникающих двигательных задачах и требует проявления высокого уровня координационных способностей при кратковременности и точности контакта с мячом. Как показывает практика, уровень развития координационных способностей новичков во многом определяет успешность обучения техническим приемам в волейболе. Большое количество работ, посвященных этой проблеме, доказывает, что юные спортсмены с более высоким уровнем координационной подготовки отличаются достаточно высокими спортивно-техническими показателями.
Таким образом, одной из актуальных проблем спортивной подготовки юных волейболистов является поиск путей педагогического воздействия с целью повышения эффективности тренировочного процесса, что и определяет актуальность исследования.
Мы предполагаем, что использование в учебно-тренировочном процессе юных волейболисток комплекса сложно-координационных упражнений значительно повысит уровень физической и технической подготовленности. Цель исследования заключается в определении эффективности использования комплекса упражнений с различным уровнем координационной сложности на физическую и техническую подготовленность девочек 13-14 лет, занимающихся волейболом.
Анализ научно-методической литературы показал, что в тренировке юных волейболисток целесообразно применение комплексов упражнений с различным уровнем координационной сложности не только для развития физических качеств, но и для углубленного разучивания технико-тактических приемов.
Исходные показатели двигательных качеств волейболисток 13-14 лет экспериментальной и контрольной групп статистически не различаются. Результаты контрольных испытаний по физической подготовке соответствуют требованиям программы ДЮСШ для данного возраста. По технической подготовке результаты тестирования ниже среднего в обеих группах.