Под специализированностью упражнений, как классификационным признаком нагрузки принято понимать меру сходства тренировочного упражнения с соревновательным (М.А. Годик, 1980). Степень этого сходства в спортивных играх рекомендуется определять по следующим признакам (Л.А. Айрапетянц, 1992):
1) по степени сходства состава двигательных действий тренировочных упражнений и соревновательных: чем она больше, тем более специализированны по отношению друг к другу эти упражнения;
2) по степени совпадения интенсивности выполнения тренировочных упражнений с интенсивностью соревновательных;
3) по сложности упражнений, влияние которой сказывается на величине тренировочного эффекта и предполагает распределение тренировочных упражнений как минимум, по двум группам: простые (без сопротивления соперника, с малым количеством игроков и т.п.) и сложные (в условиях, приближенных к игре).
Установлено, что специализированные упражнения обладают наибольшим развивающим эффектом и их применение приводит к достаточно быстрому развитию качеств и навыков, необходимых для успешного выступления в соревнованиях (А.П. Бондарчук, 2000). Известно, что специализированные упражнения наиболее эффективны для совершенствования технико-тактического мастерства. В многолетней практике футбола используются три основные группы специализированных упражнений: двусторонние игры, игровые упражнения, стандартные упражнения (Ю.М. Арестов, М.А. Годик, 1980). Как подчеркивает М.А. Годик (2006), методика применения этих специализированных упражнений обусловлена задачами тренировки в каждом конкретном случае.
Применение собственно игровых упражнений дает возможность решать преимущественно локальные задачи: совершенствовать технику, при этом тактические задачи в подобных упражнениях как правило не слишком сложны, вследствие чего и уровень их специализированности не слишком высок (В.Н. Шамардин, 1997; Г.Н. Лисенчук, 2001).
К группе стандартных упражнений принято относить задания, требующие взаимодействия нескольких игроков, когда при выполнении упражнения необходимо решать тактические задачи (Ю.М. Арестов, М.А. Годик, 1980). Выполнение подобных упражнений позволяет оказывать воздействие, в основном, на физическую и технико-тактическую подготовленность футболистов.