ёнка, формирования его познавательных и творческих способностей является математика. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует волевые качества, творческий потенциал личности. Однако часто можно услышать, что математика - скучная наука. Мы с этим не согласны. Нужно лишь правильно организовать образовательную деятельность.
Дети любят сказки. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. Как пример, мы решили обратиться к сказке Льюиса Кэрролла « Алиса в Стране Чудес».
Творения Льюиса Кэрролла считают самыми неисчерпаемыми сказками в мире. Процесс их постижения нескончаем, как бесконечен сам процесс познания. Но в этом его особая прелесть. Для того, кто действительно ищёт, он всегда результативен. К тому же двигаться можно в любом направлении.
Главное - не стоять на месте. А как говорил мудрый Чеширский кот, если достаточно долго идти, куда - нибудь обязательно да попадёшь.
Нас книга вдохновила на создание презентации, в которой мы рассмотрели с геометрической точки зрения следующие эпизоды.
Эпизод 1. Откусив пирожок, Алиса пытается понять, растет она или уменьшается...Руку Алиса положила на макушку, чтобы чувствовать, что с ней происходит.
А можно ли таким способом определить, как изменится рост? Очевидно, что таким способом Алиса не смогла бы понять растёт она или уменьшается, так как её рука тоже изменяется в размерах. С математической точки зрения это преобразование называется подобием.
Эпизод 2. Чтобы высохнуть после купания в луже, животные устроили бег по кругу. «Правда круг вышел не очень-то ровным, но Додо сказал:
- Правильность формы несущественна!»
Правильность формы несущественна, так как, бегая по замкнутой кривой, нельзя определить где начало, а где конец.
Эпизод 3. Пытаясь приблизиться к Чёрной Королеве Алиса не приняла во внимание тот факт, что в Зазеркалье все асимметричные предметы (ситуации) предстают обращенными. Поэтому двигаясь навстречу Королеве, главная героиня, на самом деле увеличивала, а не уменьшала расстояние между ними. В этом эпизоде проиллюстрирована симметрия относительно зеркальной плоскости. И двигаясь к отражению Черной Королевы в зеркале, Алиса удаляется от нее.
Эпизод 4. А вот другой показательный пример: оказывается пироги в Зазеркалье сначала раздают гостям, а потом режут на части! Зеркало изменяет последовательность, в которой расположены точки на прямой (события во времени), на обратную. Это проиллюстрирована центральная симметрия.
Эпизод 5. Целая глава в книге посвящена зеркальным близнецам Труляля и Траляля. Сказочные братья-близнецы легко узнаваемы, выглядят забавно и вполне правдоподобно. Непонятно только, кто в этой парочке Труляля, а кто - Траляля. На их примере в презентации показана осевая симметрия.
Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально. При использовании презентации задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.
Презентация наглядна и выразительна, является прекрасным дидактическим и мотивационным средством, способствующим лучшему запоминанию учебного материала. В такой форме содержание изучаемого материала представлено коротко и наглядно. Использование презентации обогащает объяснения учителя, делая их для детей более доступным и запоминающимся.
С помощью примеров, приведённых в созданной нами презентации, можно продемонстрировать и объяснить школьникам подобие фигур, свойство замкнутой кривой, симметрию относительно плоскости, центральную симметрию, осевую симметрию. Кроме того, уроки, основанные на этой презентации, помогут детям не только научиться видеть симметрию в жизни, но и находить необычное в обычном, пробудить их познавательную и творческую активность.
Таким образом, игровые формы обучения перспективны не только как средство оживления урока, а, прежде всего, как метод, с помощью которого педагог ускоряет, уплотняет и оживляет процесс практического усвоения знаний и навыков учащихся.