Руководство КНР, определяя культурную политику государства как инструмент сохранения национальной идентичности и в то же время как ответ на специфические вызовы процесса глобализации (угроза культурной безопасности), отмечает в данном контексте некоторые особенности ее концепции как представителя одной их древнейших цивилизаций, сохранившихся до наших дней. Из наиболее значимых можно указать на государственно-правовое и финансово-экономическое регулирование системы производства, распространения и потребления культурных ценностей и благ в сети Интернет, что влечет за собой сохранение национальной специфики традиционной культуры, а также создание гарантий сохранения культурной микросреды и единого культурного пространства. Исходя из этого, председатель КНР Ху Цзиньтао объявил о начале кампании по очистке китайского сегмента Интернет от «нездорового» контента и о необходимости внедрения в сети Интернет доктрины правящей коммунистической партии. В резолюции пленума ЦК КПК сказано: «Развитие и управление культурой интернета должно совпадать с направлением прогрессивной социалистической культуры и придерживаться политики партии. Культурные элементы интернета должны сознательно отнестись к ответственности за поощрение развития системы основных социалистических ценностей».
К основным факторам, влияющим на изменение ценностей и ценностных ориентаций современного поколения китайцев, можно отнести экономический, духовный, идейно-политический и т.д. [1]. Не последнюю роль в данном списке занимает Интернет как средство идеологического влияния на сознание людей.
Сегодня все китайские СМИ находятся под жестким контролем властей. Тем не менее, 2011 год стал лидирующем за все предыдущие года по количеству появившихся закрытых интернет-сайтов. Наблюдаются две разнонаправленные тенденции: усиление националистических настроений, в связи с чем в научный оборот вошел термин «сетевой национализм», и внедрение западных ценностей, «размывающих» культурную идентичность китайских граждан. Западная культура и ее ценности влияют на огромное число технически подкованной и образованной китайской молодежи, активно пользующейся информационной средой.
Современная переоценка ценностей, происходящая в условиях социальных преобразований и культурной трансформации китайского общества, связывается с наличием в общественном сознании китайской нации посттрадиционных ценностей китайской культуры и потребительских ценностей западной цивилизации, что особенно проявляется в сознании молодого (5-го) поколения [2]. Ситуация усугубляется тем, что основной аудиторией китайского сегмента Интернет являются учащиеся, студенты и молодые специалисты мужского пола, которые в скором будущем станут основой руковод- ства КНР.
Правительство КНР начало принимать меры по контролю за доступом к информации в сети Интернет. Первым шагом стал контроль непосредственно в самой сети. С августа 2000 г. в Китае начали действовать подразделения т.н. интернетполиции, основной задачей которых стало отслеживание и пресечение появления материалов имеющих антикоммунистический характер. Постепенно в Китае складывается сложная система фильтрации под названием «Великий Китайский Файрволл» (system of firewalls), которая ограничивает доступ к проблемным, по мнению государства, внешним ресурсам, блокируя вход информации в Китай и выход информации за его пределы, а также контролируя движение информации внутри страны.
Таким образом, государственное регулирование сектора Интернет в Китае становится не только неотъемлемой частью обеспечения безопасности национальной, но и фактором сохранения культурной идентичности страны под натиском тех ценностей, которые внедряются Западом посредством работы во всемирной сети.
Список литературы
1. Морозова В.С. Динамика ценностных ориентаций модернизирующегося китайского общества: дис. ... канд. филос. наук. - Чита, 2007. - С. 20.
2. Морозова В.С. Динамика ценностных ориентаций модернизирующегося китайского общества: дис. ... канд. филос. наук. - Чита, 2007. - С. 11.