Задача управления общественными коммуникациями требует знания их каналов, информационных привычек аудиторий, общих тенденций развития медиасферы. Самым массовым средством информации пока остается телевидение. Несмотря на внушительные показатели телеаудитории, данный источник информации постепенно уходит на второй план, уступая дорогу Интернету. По данным Аналитического центра Ю. Левады, с начала 2000-х годов доля россиян, смотрящих телевизор каждый день, снизилась. Телевидение потеряло 13% молодежной аудитории при том, что аудитории «от 55 и старше» увеличилась на 17% [4]. По данным британского медиарегулятора Ofcom, молодые люди скорее отказались бы от телевизора, чем от Интернета или мобильного телефона [2]. Значит ли это, что самое популярное СМИ 1990-х для молодежной аудитории по-прежнему является авторитетным источником информации?
Целью нашего исследования было выяснение степени влияния телевидения на студенческую аудиторию. Наш опрос стал возможностью взглянуть на самих себя как на потенциальную группу «двигателей прогресса» в медиасфере на фоне альтернативной группы телезрителей, функционирующей в той же социальной среде. Выборка исследования была сформирована как межгрупповая: на вопросы анкеты было предложено ответить студентам пензенских вузов и их родителям. После отбора обработаны были 18 анкет респондентов в возрасте от 19 до 23 лет (студенческая группа) и 16 человек от 40 до 62 лет (родительская группа). Дифференциация по полу нами не проводилась.
Мы предполагали, что студенты и ТВ могут вовсе не пересекаться в учебной (профессиональной) деятельности, либо быту. Что именно студенты не поддерживают активную обратную связь с ТВ, не доверяют аналитической информации телеканалов. Что именно им неизвестно о негативных последствиях длительных телепросмотров. Что телевидение может быть наоборот одним из основных способов организации студенческого досуга, что данная аудитория не может контролировать время пребывания у телевизора. Студенты зачастую используют телевизор как фон при другом занятии, либо как развлечение.
Как и предполагалось, у всех опрошенных телевизор дома имелся, у некоторых даже не один, и что эфирный, кабельный или спутниковый телеконтакт ежедневен. 43% респондентов родительской группы используют телевизор как средство снятия напряжения, у студентов эта функция ТВ менее популярна, ею пользуются всего 17%. У 83% опрошенных студентов телевизор работает в течение дня более 1 часа, у 17% более 3 часов. При этом большинство респондентов совершенно спокойно могут выключить телевизор, не тратя время на то, чтобы «ещё раз пройтись по всем каналам» (77%).
Из числа анкетируемых родительской группы контакт с ТВ происходит ежедневно в течение более 1 часа у 68%, однако были респонденты, которые у телевизора проводят более 5 часов в день (7%). Контроль за временем осуществлять они так же в состоянии: 87% выключают телевизор, если по нему не идут интересные для респондентов передачи.
Когда мы предложили респондентам выбрать между вечерней прогулкой и просмотром любой телепередачи, 94% студенческой группы предпочли прогулку, а не вечер перед телевизором, на стороне свежего воздуха находится и взрослая аудитория, но в меньшей процентной доле. Из респондентов родительской группы 31% выбрал вечер у телевизора. Возможно, это связано с использование ТВ как фонового звука при выполнении каких-либо дел. В студенческой аудитории 83% опрашиваемых ответили, что легко могут заниматься любыми делами, будь то учеба или ужин, при включенном телевизоре. Родительская аудитория разделилась пополам: 50% не могут работать при включенном приемнике, а 50% могут. Но при этом 75% могут занимать делами, требующими меньшей концентрации, например, «ужинать под телевизор».
Из аналитического и новостного СМИ телевидение становиться средством развлечения молодежи. 83% студентов предпочитают развлекательные программы и не променяли бы телевизор, на печатное издание. Но 94% предпочли бы ему вечернюю прогулку. В старшей группе 69% предпочитают информационно-аналитические каналы и телепередачи, 31% делает выбор в пользу вечера дома и просмотра телепрограмм, абсолютное большинство не отдадут свой телевизор в обмен на подписки печатных изданий.
В вопросах, относящихся к оценке телеинформации, студенческая аудитория вступила в противоречие сама с собой. 61% респондентов из всех СМИ, как самое достоверное, выбрали телевидение, однако в контрольном вопросе 56% ответили, что скорее не доверяют информации «голубого экрана». Свое личное мнение 67% процентов студентов считает независимым от влияния телевидения. В родительской группе результаты следующие: 57% признали ТВ авторитетным СМИ, из них 50% скорее поверят информации, предоставляемой телекоммуникатором, но мнение о чем-либо под влиянием ТВ не изменят 63%.
Второе место в рейтинге авторитетных СМИ занимает Интернет (соответственно 33% и 29%). Цензура телеканалов представляется респондентам реальнее, поэтому и доверия должно быть больше.
В оценке негативного воздействия ТВ на человека мнение групп разошлись: 68% респондентов родительской группы считает, что телевидение не наносит никакого вреда состоянию организма в целом и психического здоровья в частности, и, наоборот, 67% студентов считает, что телевидение вредно влияет на человека.
В целом можно сказать, что донести через ТВ нужную (заказную) информацию можно для обеих групп. Но будет ли она воспринята и, если будет, каким образом - вопрос открытый.
Здесь важно учитывать, что большинство респондентов являются пассивными зрителями, например, никогда не поддерживали обратной связи с телекоммуникаторами.
Что информационная функция ТВ теряет свою первостепенность, но не потеряла. Декларирование студенческой аудиторией, что телевидение больше средство развлечения, чем информирования, является отражением того, что названо «многозадачным медиапотреблением». В качестве информационного СМИ, в молодежной аудитории будущее телевидения туманно, но скорее это означает не его исчезновения, а метаморфозы.
Список литературы
1. Мясникова М.А. Функционирование телевидения в контексте культуры повседневности // Известия Уральского государственного университета. - 2008. - № 56. - С. 151-161.
2. Исследование: молодежь отказалась бы от ТВ, но не от мобильных телефонов или Интернета. - http://www.media-day.ru/topnews/6863.
3. Когда каждый второй Цезарь. - http://www.sostav.ru/news/2006/10/19/39r.
4. Российская молодежь перестает смотреть телевидение. - http://gtmarket.ru/news/culture/2009/09/10/2171.