Важным аспектом профессиональной подготовки будущих врачей является освоение практических навыков [3, 4]. Знание особенностей работы среднего и младшего медицинского персонала является для студентов медицинских вузов необходимым условием для успешной дальнейшей врачебной деятельности [1, 2].
В структуре основной образовательной программы (ООП) подготовки специалиста по направлению подготовки (специальности) «060103 Педиатрия» согласно Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) 3 поколения [5] одним из разделов является «Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа». Данный раздел подготовки способствует формированию у студентов следующих профессиональных компетенций (ПК):
- способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);
- способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного пациента (ПК-5);
- способность и готовность проводить с прикрепленным детским населением и подростками профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний (ПК-12);
- способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у детей и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход (ПК-19);
- способность и готовность назначать больным детям и подросткам адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным детям и подросткам с инфекционными и неинфекционными заболеваниями (ПК-20);
- способность и готовность к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в медицинских организациях (ПК-25);
- способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении, а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27);
- способность и готовность обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций педиатрического профиля; их обучение основным манипуляциям и процедурам, проводимым в медицинских организациях педиатрического профиля (ПК-29).
Раздел ООП подготовки специалиста «Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Согласно ФГОС ВПО-3, учебная практика включает общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического профиля и общий уход за больными взрослыми и детьми хирургического профиля. За время прохождения учебной практики студент должен овладеть следующим навыками:
1. Знать:
- виды санитарной обработки больных детей и подростов
- типы лихорадок
- особенности наблюдения и ухода за больными детьми и подростками с заболеваниями различных систем организма.
2. Уметь:
- произвести санитарную обработку больного при поступлении в стационар и в период пребывания в стационаре, смену нательного и постельного белья больного, обработать пролежни
- осуществлять уход за больными различного возраста, страдающими заболеваниями различных органов и систем, осуществлять транспортировку
- измерять температуру тела, суточный диурез
- собирать биологический материал для лабораторных исследований
- проводить взрослым, детям и подросткам антропометрию, различные виды клизм
- проводить кормление больных взрослых, детей и подростков
- осуществить дезинфекцию и предстерилизационную подготовку медицинского инструментария, материалов и средств ухода за больными.
3. Владеть:
- навыками ухода за больными взрослыми, детьми и подростками с учетом их возраста, характера и тяжести заболевания
- навыками ухода за тяжелобольными и агонирующими больными.
В 2011-2012 учебном году на кафедре педиатрии №2 и кафедре общей хирургии впервые была проведена учебная практика для студентов 1 курса педиатрического факультета ГБОУ ВПО АГМУ Минздравсоцразвития России. К практике приступило 116 человек. Студенты были распределены в следующие учреждения здравоохранения: КГБУЗ «Детская городская больница №1, г. Барнаул» (учебная практика по общему уходу за больными детьми терапевтического профиля), КГБУЗ «Городская больница №4» и КГБУЗ «Городская больница №12» г. Барнаула (учебная практика по общему уходу за взрослыми и больными детьми хирургического профиля).
С целью оценки удовлетворенности в потреблении образовательной услуги, после окончания учебной практики было проведено анкетирование студентов. Анкета была согласована с социологом и включала 15 вопросов. В анкетировании приняли участие 97 студентов. Мы приводим результаты анкетирования по каждому вопросу.
1. Сколько времени в среднем ежедневно Вы присутствовали на рабочем месте?
- общий уход за больными детьми терапевтического профиля - 5,4 ± 0,2 часа;
- общий уход за больными взрослыми и детьми хирургического профиля - 5,8 ± 0,3 часа.
В целом затраченное студентами время соответствовало часам, выделенным для освоения данной дисциплины.
2. Достаточным ли оказался уровень базовых теоретических знаний для освоения практических навыков?
Большинство опрошенных студентов - 64 % на терапевтической базе и 75 % на хирургической - оценили уровень базовых теоретических знаний как достаточный. 21 % и 14 % опрошенных (соответственно) считают его недостаточным. Около 10 % студентов затруднились ответить на данный вопрос.
3. Достаточным ли оказался уровень психологической подготовки для эффективного взаимодействия с больными и медицинским персоналом?
Около 80 % опрошенных студентов ответили положительно, и 20 % считают уровень психологической подготовки недостаточным для такого взаимодействия.
4. На основании «Дневника практики» определите, какие практические навыки были успешно освоены Вами за время прохождения практики.
По мере убывания студентами были указаны следующие навыки:
- влажная уборка палат и других помещений. Приготовление дезинфицирующих растворов;
- контроль за санитарным состоянием тумбочек;
- смена постельного и нательного белья;
- взвешивание детей, измерение роста, окружности головы и груди;
- транспортировка больных, переноска и перекладывание тяжелобольных;
- раздача пищи и кормление взрослых и детей старше года жизни различных возрастов. Кормление тяжелобольных;
- взятие мазка со слизистой миндалин, носоглотки и носа.
5. На основании «Дневника практики» определите, какие практические навыки Вам не удалось освоить.
- приготовление постели. Пользование функциональной кроватью
- уход за больным с недержанием мочи.
- кормление грудных детей из бутылочки и с ложки. Контроль за количеством высосанного молока.
- сбор мочи, кала, мокроты для лабораторного исследования.
- подготовка больного к рентгенологическому исследованию мочевыводящей системы, пищеварительного тракта.
- измерение суточного диуреза и его регистрация.
- профилактика и обработка пролежней.
- постановка клизм, введение газоотводной трубки.
- стерилизация инструментария и перевязочного материала.
Невозможность освоения перечисленных студентами навыков связана со спецификой и режимом работы, а так же профилем и нозологическим формами больных отделения.
6. Каковы, на Ваш взгляд, причины того, что Вы не освоили необходимое количество практических навыков?
7 Получили ли Вы на практике навыки проведения санитарно-просветительной работы?
Рис. 1. Причины отсутствия освоения всех практических навыков:
НМП - нежелание медицинского персонала, МТУ - недостаточные материально-технические
условия, МР - отсутствие конкретного места работы, НБ - нежелание больных,
СН - сам не знаю
Из числа опрошенных студентов 78 % считают, что они получили определенные навыки проведения санитарно-просветительной работы во время прохождения учебной практики. 14 % опрошенных отрицательно ответили на данный вопрос и 8 % затруднились ответить.
Процент освоения основ санпросветработы среди студентов высок, как известно профилактика - основа медицинской работы, особенно среди детского контингента пациентов.
8. Как Вы оцениваете отношение к Вам медицинского персонала медицинского учреждения, в котором Вы проходили практику?
9. Кому из них Вы бы дали максимально положительную и максимально отрицательную характеристику?
Рис. 2. Отношение медицинского персонала к практикантам (по оценке студентов)
Максимально положительную характеристику получили медсестры гинекологического и гастроэнтерологичекого отделения, а также медсестры операционного блока. Отрицательную характеристику студенты не дали ни одному из отделений.
10. Осуществляли ли представители учреждения здравоохранения, в котором Вы проходили практики, контроль за Вашей работой?
Большинство опрошенных студентов (около 76 %) указали, что контроль за прохождением практики осуществлялся, 15 % затруднились с ответом, а 14 % опрошенных ответили отрицательно.
11. Кого из них Вы бы хотели индивидуально отметить? Нет ответов.
12. Были ли объяснены кафедральным куратором практики цели и содержание производственной практики?
Из числа опрошенных 82 % ответили положительно, а 18 % студентов отрицательно.
13. Укажите кафедрального куратора учебной практики, от которого Вы получили наибольшую помощь и поддержку.
От кафедры педиатрии №2 опрошенные студенты указали заведующего кафедрой педиатрии №2, а также доцента кафедры и ассистента, ответственного за практику. С кафедры общей хирургии были выделены три ассистента.
14. В чем заключалась помощь Вам со стороны куратора практики?
15. Оцените степень Вашей удовлетворенности параметрами учебной практики.
По итогам практики была проведена аттестация студентов, согласно которой средний балл составил 4,5, качественный показатель - 93 % и абсолютная успеваемость 100 %.
Таким образом, проведение учебной практики студентов 1 курса по общему уходу за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля позволяет сделать следующие выводы:
1. Учебная практика студентов 1 курса по общему уходу за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля позволяет повысить профессионально-практическую подготовку обучающихся.
2. Необходимо уделить большее внимание освоению практических навыков студентами по уходу за больными детьми терапевтического профиля через профессиональные компетенции.
3. Важно проводить работу с медицинским персоналом с разъяснениями о необходимости оказания поддержки студентов при прохождении ими учебной практики для освоения практических навыков.
Рис. 3. Оценка помощи кураторов практики студентами:
ОЗ - определение задания на учебный день; НОС - снятие напряжения в отношении
с сотрудниками отделения; НОП - снятие напряжения в отношении с пациентами;
КН - контроль освоения практических навыков; ПН - помощь в освоении практических навыков
Список литературы
- Выходцева Г.И., Лобанов Ю.Ф., Иванов И.В., Скударнов Е.В. Рейтинговая оценка знаний студентов при изучении детских болезней - технология, диктуемая временем // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 1 - С. 57-60 URL: www.rae.ru/use/?section = content&op = show_article&article_id = 7784537.
- Денисов И.Н., Туркина Н.В., Васильев О.В., Хрипун К.В. Общая врачебная практика (семейная медицина); практические навыки (мультимедийное учебное пособие) // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 2 - С. 37-37 URL: www.rae.ru/use/?section = content&op = show_article&article_id = 7784860.
- Коломиец О.М. Психолого-педагогические условия повышения уровня подготовки студентов-медиков // Русский медицинский журнал. - 2011. - №18. - С. 1122-1125.
- Лобанов Ю.Ф. Летняя производственная практика студентов педиатрического факультета в качестве помощника медицинской сестры. Проблемы и решения // Педиатры Алтая - будущему России: материалы научно-практической Всероссийской конференции, посвященной 40-летию педиатрического факультета АГМУ. - Барнаул, 2006. - С. 711-716.
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060103 Педиатрия. - М., 2010. - 42 с.