Современное телевидение отличается от телевидения прошлого века по многим параметрам. К ним можно отнести, прежде всего, глубину проникновения телевещания в каждую семью, количество телевизоров в доме, количество доступных для просмотра телеканалов, широту охвата определенной сети телевещания по географическим регионам, качество телевизионной картинки, да и вообще содержание той или иной программы. На заре создания телевещание в России было исключительно государственным, существовало на государственные деньги и, разумеется, выполняло идеологические заказы государства. Современные телевизионные каналы, хоть и пытаются позиционировать себя как независимые, но существуют большей частью за счет рекламы и спонсоров. Реклама, средства от которой идут на зарплату работникам этого телеканала и на его развитие, требует повышения рейтинга программы, т.е. количества просмотров именно этой передачи, и именно в заявленное время. Вот это обстоятельство, на мой взгляд, и определяет содержание и форму телепередачи, как ее видят телевизионные продюсеры, постоянно задающие себе главный вопрос: как сделать, чтобы передачу смотрело наибольшее количество зрителей? Причем именно тех зрителей, которые в дальнейшем смогут купить товар, навязываемый рекламой, встроенной в телепрограмму. К сожалению, их продюсерское видение телепередачи, часто отличается от того зрелища, которое хотели бы увидеть зрители.
Подтверждение этим мыслям я нашел в рассуждениях замечательного юмориста и сатирика Михаила Задорнова:
«...Современные передачи создают продюсеры! Телевизионные передачи они называют профессиональным словом «продукт». И продают его так же, как продается в магазинах колбаса.
...За новогодние каникулы я ни разу не включал телевизор. Это - предмет моего хвастовства! Скандалы меня не интересуют, пошлость портит настроение, реклама создает ощущение, что мир набит придурками, которые им верят. Большинство шоу - прямой репортаж с Лысой горы. И все это вместе можно назвать двумя словами - «скучное веселье»...»[1].
Совсем недавно в одной телевизионной дискуссии о московских митингах конца 2011 - начала 2012 годов, было высказано очень интересное мнение по поводу тех, кто смотрит телевизионные передачи. Некий журналист заявил, что телевидение сейчас способно привлечь внимание только самой отсталой части российского общества. Той его части, которая не знакома с современными информационными технологиями, у которой нет денег на приобретение айпадов, айфонов и другой «имиджевой» продукции «Эппл». Привлечь внимание обывателя можно только ярким зрелищем. И с наибольшим вниманием и восторгом обыватель смотрит скандалы! Вот так, по моему мнению, и образуется порочный круг взаимоотношений зрителей, и тех, кто делает передачи. Я полностью согласен с Михаилом Задорновым, заявляющим в той же статье:
«...Вы думаете, я считаю продюсеров во всем виноватыми? Ни в коем случае! Виноваты в том, что с многочисленных каналов на нас выливается столько нечистот, сами телезрители! Пока они смотрят тот «продукт», который создается для быдла, они и есть быдло!
Телевидением правят деньги. Телепродюсеры в компании даже не говорят о бабах. Только о «бабках»! Однажды, находясь с ними за столом, я все-таки предложил поменять их любимую тему и поговорить о бабах. Один из продюсеров начал жаловаться, что бабы стали стоить очень больших «бабок»!
Виноваты не продюсеры, которые нам на блюдечке приготавливают западные блюда, слегка политые нашенским соусом, а мы сами, поскольку все это смотрим! И даем рейтинг. А продюсеры с этого рейтинга получают копеечку! Вот чего мне хочется, чтобы хоть кто-нибудь понял. Посмотрел передачу, и неважно, что ты ее обругал: к продюсеру все равно прилипла копеечка»[2].
Итак, можно констатировать, что скандалы в шоу-бизнесе давно превратились в инструмент маркетинга и раскрутки определенных персон.
Анализ некоторых телепрограмм позволяет сделать вывод: на телевидении наиболее популярны два типа скандалов - неприглядные факты, которые случайно, а чаще всего - целенаправленно, проступили наружу и факты сенсационные, которые были придуманы и просчитаны заранее. Кстати, именно такие скандалы появляются в первых строках ленты новостей и в Интернете.
В начале 2012 года в виртуальном пространстве российского телевидения начал стремительно развиваться конфликт между российскими иллюзионистами. Три брата фокусника - Илья, Сергей и Андрей Сафроновы, успешные исполнители крупного иллюзионного шоу, гастролирующего по России, решили выступить в несколько нетрадиционном для себя формате на ОРТ в программе «Первый класс». Впрочем, и сама программа с ее оригинальным ведущим - Иваном Охлобыстиным - заявлена как некий телевизионный таблоид, имеющий иной формат, отличный от всех других. В программе предполагается популяризовать науку, религию, философию и культуру. Прежде всего, по словам Охлобыстина, это будет авторское телевидение[3]. Братья в этой программе начали разоблачать крупные иллюзионные трюки, раскрывая их технические секреты. Вечера этих разоблачений можно посмотреть в Интернете[4].
Сам прием выступления с разоблачением секретов трюков не нов. Наиболее известна в России программа разоблачений фокусов Вэла Валентино[5]. Как и в случае с Валентино, разоблачения Сафроновых вызвали мгновенную негативную реакцию российских и некоторых зарубежных русскоговорящих фокусников. Вот собственно и вся сущность этого конфликта, возникшего в одной и той же среде.
Мне, как культурологу (поскольку конфликт произошел в сфере культуры) и социологу (поскольку здесь явная область социологии конфликтов), интересны позиции конфликтующих сторон и методы выражения своих взглядов всеми сторонами этого конфликта. По разную сторону баррикад оказались коллеги, занимающиеся одним и тем же делом, но исповедующие различные взгляды на этику своей профессии. Посередине же - разные каналы телевидения, поддерживающие ту или иную сторону конфликта, либо подчеркивающие свой нейтралитет, но с удовольствием смакующие нюансы всей баталии на своих телеканалах.
Довольно сложно понять, что же хотели получить в самом начале зарождения конфликта от телепередачи с разоблачениями трюков братья Сафроновы. Сложно потому, что на сегодняшний день они заняли очень простую и безупречную в этой простоте позицию - они вообще ничего не комментируют. Исключение - это интервью одного из братьев - Сергея - на Волгоградском телевидении 9 февраля 2012 года. Да и в этом интервью никаких комментариев, кроме констатации факта и собственной рекламы, услышать невозможно. Сергей заявляет следующее: «...Мы открываем завесу своих иллюзий, делаем это озорно, весело и тем самым вызываем негатив у своих коллег-конкурентов иллюзионистов. В проекте десять программ, пять из них уже отснято». Далее он продолжает: «...после того, что мы сделали, нас догнать будет практически невозможно».[6]
Из этого интервью можно сделать несколько осторожных выводов. Сафроновы решились на участие в программе с разоблачениями совершенно осознанно, они знают о негативной реакции коллег, что их, однако, не смущает. Эта негативная реакции никем из их команды не принята во внимание, поскольку уже, по их словам, подготовлено 10 таких передач. Можно предположить, что раскрытие секретов было запланировано как рекламный ход. Однако вряд ли можно сомневаться в том, что братья не ожидали столь резкого осуждения со стороны коллег-фокусников. Но они должны были учитывать такую реакцию. Именно об ожиданиях от акции разоблачения секретов с гордостью сообщает Сергей в своей реплике о том, что «...догнать их будет практически невозможно». Ведь догонять-то должны коллеги-артисты, имеющие, по крайней мере, иллюзионное шоу такого же масштаба, как у братьев. А если взглянуть на состояние дел в современной иллюзии стран СНГ, то по «материальной части», т.е. по наполнению крупными иллюзионными аппаратами, к Сафроновым сейчас никто не может приблизиться. Осуждать братьев за стремление вырваться вперед нельзя, поскольку каждый артист, выходящий на публику, тем более с такой масштабной программой, должен мечтать об этом и стремиться именно к этой цели - стать лучшим из лучших. Иначе вообще неясно, зачем вкладывать деньги и силы в иллюзионный аттракцион. Плох тот солдат, кто не мечтает стать генералом. Каковы цели братьев Сафроновых, решившихся на столь непопулярную у фокусников форму своих выступлений в виде разоблачения трюков?
Исследование конфликта с позиции трансформационного подхода требует не только проведения социологических опросов всех сторон и участников конфликта, но и рассмотрения событий в более продолжительных временных рамках[7]. Однако некоторую трансформацию взглядов я попытался проследить.
В программе Андрея Малахова «Пусть говорят» от 5 июня 2009 года фокусник из Петербурга Роман Лутошкин показал, как можно согнуть взглядом ложку. Это вызвало негативную реакцию Сергея Сафронова, присутствовавшего вместе с братьями на телепередаче. Он заявил, обращаясь к Роману от имени своих коллег-фокусников, следующее: «...если раскрыть секрет фокуса, то он сразу же становится мертвым. Здесь есть Ваши коллеги и конкуренты, а Вы разрушаете самое главное - честь иллюзиониста, грош Вам цена за это»[8]. Прошло всего два года, и взгляд братьев Сафроновых претерпел радикальное изменение. Чему же верить? Тому, что Сергей от имени фокусников заявил в 2009 году, или тому, что он начал вместе с братьями делать в 2011 году. Сейчас в Интернете появился ролик, в котором смонтированы высказывания братьев в 2009 году и их современные разоблачения фокусов[9]. Получилось очень наглядно.
Обратимся к действиям и взглядам второй стороны конфликта. Программа первого канала с разоблачениями братьев Сафроновых вызвала очень серьезную, бурную и единодушно отрицательную реакцию российских иллюзионистов. Начало обсуждению, которое вылилось в противостояние, было положено страстным обращением ко всем российским иллюзионистам и к самим братьям Сафроновым автора идеи телепрограммы «Удиви меня», генерального продюсера компании «Лаборатория Магии» Дмитрия Александрова[10]. Уже в самом начале видеоролика было заявлено, что разоблачители секретов - предатели, а их действия вызывают у Дмитрия отвращение и презрение. В конце своей гневной речи Александров предложил всем, кто любит иллюзионный жанр, бойкотировать братьев Сафроновых.
Фокусники начали собирать подписи с целью осуждения «безнравственных действий» братьев Сафроновых. Сбор весьма активно проходил на форуме, где все желающие могли высказать свое мнение[11]. Надо сказать, что мнение это было практически единодушным: все подписавшиеся присоединились к позиции Александрова. Осудившие Сафроновых на интернетовских форумах, которые, к сожалению, кроме фокусников никто не посещает, считают, что разоблачение секретов трюков неэтично и неправильно. Да кто же с этим спорит?! Ведь и сами Сафроновы стояли на этой позиции несколько лет назад, когда гневно осуждали разоблачителя секретов в программе Андрея Малахова. На форуме фокусников было единогласно принято решение выступить единым фронтом против Сафроновых. Сборы подписей продолжаются, против братьев Сафроновых ополчились уральские иллюзионисты. Как сообщили «Уралинформбюро» в пресс-службе Екатеринбургского цирка, всеобщее негодование разделяют и уральские братья по цеху. По их мнению, нарушение негласных законов мира иллюзионистов, по меньшей мере, неэтично. Директор Екатеринбургского цирка Анатолий Марчевский заявил, что «... уральская столица не предоставит Сафроновым свою площадку, если они надумают появиться здесь со своим разоблачительным шоу»[12]. Из этого заявления, впрочем, неясно, будет ли им предоставлена площадка для обычного их шоу, без разоблачений. Казалось бы, задача стороны конфликта, противостоящей Сафроновым ясна: добиться морального осуждения разоблачителей, хорошенько наказать их, препятствуя их выступлениям. Сделать все так, чтобы любому фокуснику впредь было неповадно раскрывать чужие секреты!
К разгорающемуся конфликту решили привлечь НТВ, программу «Максимум». И вот тут-то телевидение показало очень четко, что не намеревалось принимать чью-то сторону и давать какие-то нравственные оценки происходящему. Телевидение вовсе не собиралось разбираться в существе конфликта, но постаралось раздуть его еще больше и превратить его в откровенный скандал. В программе «Максимум», вышедшей в эфир 18.02.2012, в рубрике «Личные счеты» были показаны несколько фрагментов интервью владельцев российских магазинов фокусов и мэтров иллюзионного жанра. Комментатор при этом внятно обозначил авторскую позицию, заявив, что «...Сафроновы покушаются на самое святое, что есть у артиста - на кассу». Тут же словами иллюзионистов комментатор постарался подтвердить собственный вывод. В программу был вставлен фрагмент интервью с Амаяком Акопяном, который в связи разоблачениями братьев Сафроновых высказал свое мнение: «...я не знаю, откуда эти люди взялись, эти пацаны, я демонстрирую трюк, я выхожу на сцену, а мне начинают свистеть, все знают секрет этого трюка». Мне, например, показалось, что Амаяк ни слова не произнес про кассу и свои доходы, на которые Сафроновы покушаются, разоблачая секреты. Но телевидение способно любое интервью преподнести в нужном контексте. При этом слова комментатора воспринимаются потребителем этого «продукта» как некая высшая истина. Далее высказался Василий Руденко - вице-президент Российской ассоциации иллюзионистов: «...это шарлатанство чистой воды, шарлатанство людей, которые не знают, каким еще способом можно поднять свой собственный имидж». Кстати, несколько лет назад Василий Руденко выступил истцом в программе «Час суда», в которой вместе с коллегами требовал прекратить демонстрацию разоблачений вышеупомянутого фокусника в маске Валентино на российском телевидении. В программе «Максимум» 2012 года он также выступил борцом с разоблачителями секретов фокусов. Может сложиться мнение, что Василий Руденко всегда выступал против тех, кто раскрывает секреты фокусов на телевидении.
Но культуролог при желании всегда может проследить некоторую трансформацию во времени взглядов вице-президента РАИ на подобное действо. Дело в том, что еще в девяностых годах прошлого века на российском телевидении выходила очень популярная программа «Магик-Шоу». Один из эпизодов той программы, напоминающий события наших дней, А. Карташкин описал в своей книге: «...в «Магик-Шоу» выступал некий «Мистер Икс», надевший черную маску и загробным голосом раскрывавший секреты высококлассных трюков. Против действий этого человека, в жизни -
отставника-пенсионера, выступили наши лауреаты международных конкурсов, а также обычные фокусники. ...У нас сей «Мистер Икс» получил повышение - его ввели в президиум!»[13]. Ни для кого из фокусников не секрет, что речь идет о вице-президенте РАИ - Василии Руденко! И Василия ни в коем случае нельзя осуждать за смену его взглядов на проблему разоблачения секретов. Точка зрения человека может меняться со временем, она даже может измениться на прямо противоположную. Все приходит с жизненным опытом.
Дмитрий Александров, благодаря профессиональной уловке НТВ, показан просто конкурентом братьев Сафроновых. В программе «Максимум» он представлен как «честный борец за денежные знаки». Телевидение, якобы случайно, не отключило у него микрофон. Вот тут то Дмитрий сам пояснил, что он работает в конкурирующей с Сафроновыми иллюзионной фирме «Лаборатория Магии». Получается, что весь этот конфликт, заявляемый как «противостояние морали и этики безнравственному предательству», оказывается на деле банальным противостоянием конкурентов в борьбе за прибыли?
В этом столкновении, на мой взгляд, самое интересное - это трансформация точек зрения участников конфликта. Отмеченная смена взглядов у различных сторон конфликта, позволяющая им плавно «перетекать» из стана врагов в стан друзей, давно уже была обозначена Уинстоном Черчиллем: «Не бывает постоянных друзей и постоянных врагов, только интересы бывают постоянны». Так что сущность конфликта следует искать в области интересов всех конфликтующих сторон. Для преодоления возникшего противостояния необходима попытка участников создать новое понимание конфликта, нахождение и осмысление его исходной точки. Лишь после этого можно начать обоюдные поиски действий, которые помогут разрешить ситуацию и обеспечить невозможность ее повторения в будущем. Однако для этого нужно как минимум обоюдное желание сторон понять и преодолеть этот конфликт, а не увеличивать его амплитуду.
Телевидение в данной ситуации профессионально развело в стороны участников конфликта и поступило очень правильно. Оно, по крайней мере, сделало попытку найти исходную точку в конфликте интересов сторон. Без осмысления интересов принимать чью-то сторону в этом споре просто несерьезно. Очень трудно разобраться, кто прав, а кто виноват. Слишком размыты критерии правоты. Это только с первого взгляда может показаться, что разоблачители секретов - предатели, а все остальные фокусники все делают правильно. Но лишь одна простая мысль, что любой фокусник узнал самый первый секрет от человека, который разоблачил этот секрет, может перевернуть все точки зрения. Мне кажется, что все происходящее еще раз подтверждает мысль Карла Маркса о том, что нет такого преступления, на которое не пойдет капиталист, если он может в результате получить выгоду в 300 %. Ведь мы же согласны с тем, что Россия - страна победившего капитализма. Значит, у нас должны действовать законы рынка. Все эти рассуждения, однако, не могут в условиях трансформации взглядов участников конфликта оказать помощь в поисках моральных оценок действий каждой стороны.
Интересы братьев Сафроновых и иллюзионистов на другой стороне конфликта, прослеживаются достаточно просто. И у тех, и у других, есть страстное желание победить в этой бесконечной «гонке за лидером» и стать известными. Телевидение -
это прекрасная возможность для завоевания популярности. Не следует забывать еще один важный аспект: подавляющее большинство зрителей не знакомы с секретами трюков и страстно желают понять, как фокусники их дурачат. Так почему бы не пойти навстречу этим зрителям и не раскрыть секрет? Вспомните, как дружно толпа молодежи желала и требовала разоблачения трюка Сафроновых. Ведь и председатель акустической комиссии московских театров А. Семплеяров[14] точно так же требовал на вечере Воланда разоблачения чудес. А как же хотят заработать известность в Интернете молодые фокусники, раскрывая чужие секреты! Попробуйте набрать в любом поисковике запрос «секреты фокусов», и вы будете поражены огромным количеством самодеятельных «артистов», которые говорить то не умеют, но выкладывают свои уроки фокусов. Эта практика чудовищно примитивных разоблачений не имеет никакого отношения к правильно снятым и методически отработанным семинарам по обучению фокусам, которые за приличные деньги можно приобрести в западных фирмах, торгующих иллюзионным реквизитом. Это в большинстве случаев оказывается просто подглядыванием за секретом фокуса. С этим, крайне опасным для искусства иллюзии явлением, никто даже не пытается бороться. Никто не знает, как остановить эту лавину бескультурья этическими или юридическими мерами. Страшнее всего то, что случайные зрители этих доморощенных роликов по косноязычным юнцам, не имеющим никакого морального права называться артистами оригинальных жанров, будут судить вообще обо всех фокусниках.
Конфликт гораздо более серьезный, чем рассматриваемая «битва фокусников» описан в Евангелии от Иоанна, когда женщину, обвиненную в прелюбодеянии, должны побить камнями по закону Моисея. (Иоан. 8:1-12).
Фарисеи подвели Иисуса, как им казалось, к неразрешимой проблеме. Зная его милосердие, они хотели посрамить Иисуса: если бы он помиловал женщину, то этим бы нарушил закон Моисея. В другом случае, если бы он высказался за исполнение закона Моисея - побитие женщины камнями, то он нарушил бы римский закон. Римский закон запрещал иудеям выносить смертный приговор или приводить его в исполнение. За это Иисус мог бы быть наказан римскими властями. Иисус же сказал фарисеям: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то, и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди... И в этом мудрость.
Так может быть, и не следует никого осуждать в конфликте магов, а просто посоветовать всем, впредь поступать по совести?
Трудно надеяться на то, что телевидение сможет обеспечить и провести спокойную, взвешенную дискуссию между людьми, исповедующими разные взгляды на одну проблему. Невозможно научить одним и тем же методам ведения дискуссии людей разного воспитания и разной культуры, как невозможно заставить их вести себя прилично на телевидении.
26 февраля 2012 года весь Православный мир отмечал Прощеное Воскресенье. Праздник светлый, радостный и очищающий душу от всех обид, огорчений, которые ты вольно или невольно причинил своим друзьям и врагам. Это очищение происходит в том случае, если обиженные тебя прощают. И ждут от тебя того же самого - искреннего и полного прощения всех обид, что они тебе нанесли. Человек очень часто обижает других: словом, делом, косым взглядом, насмешкой, непониманием, грубостью, хамством, предательством, сплетнями. Много всяких обид копится в человеческом сердце. И как оно только, бедное, все терпит. И вот, к счастью, дан нам такой день, когда мы можем открыть (хотя бы для себя самого) сердце и избавить его от этой тяжкой ноши. Дана нам такая уникальная возможность - поклониться в пояс обиженным тобою и попросить у них прощения.
Но самый тяжкий грех удерживает наш позвоночник от этого искреннего поклона, грех, который распрямляет плечи, делает взгляд непреклонным и смелым - гордыня наша. Именно он, этот самый первородный грех, и делает нас такими нетерпимыми, обличающими других, зовущими на бой за правое дело. Делает нас борцами с несправедливостью.
Наблюдая за развитием конфликта, я испытывал все больший душевный дискомфорт. В обсуждение вливались все новые и новые силы. А развивающийся конфликт уже начинал походить на откровенный фарс, напоминающий разные «всенародные» обсуждения, поддержки или порицания... Люди моего поколения должны помнить, наверное, обсуждение и единогласное восхищение на собраниях коллективов «бессмертным» произведением Леонида Ильича «Малая Земля». Или такое же гневное осуждение «Ракового корпуса» А.И. Солженицына, людьми, которые, возможно, в руках не держали этой книги. Те, кто сидел на таких собраниях, проводимых обычно парторгами низшего звена, должны вспомнить глухую тоску, поднимавшуюся в душе из-за невозможности противостоять всем этим обсуждениям, «стихийно» проводимым по разнарядке партийных органов. Впрочем, наблюдая на телеэкране за многотысячными митингами, демонстрирующими примерно такую же «единогласную» поддержку определенному кандидату на президентский пост, понимаешь, что эта традиция в России останется надолго, если не навсегда.
Вот и теперь мне становится больше всего неудобно за начинающих фокусников, которые стремятся внести свою лепту в травлю братьев Сафроновых. В Интернете можно увидеть видеообращение совсем юного фокусника - Артема Негоды - который, с трудом связывая слова в предложения, почти слово в слово повторяет обвинения Дмитрия Александрова[15]. Так и хочется сказать Артему: «Мальчик, попробуйте сделать сначала что-то свое, а уж потом начинайте рассуждать о работе других, и давать им моральную оценку». Очень жаль, что в момент записи рядом Артемом не было взрослого человека, который подзатыльником отогнал бы его от видеокамеры и поставил в угол на часок...
Но вот сегодня наступило Прощеное Воскресенье. И мне подумалось, а сам то я ведь ничем не лучше братьев Сафроновых и всех других фокусников, которые их обвиняют в предательстве.
Совсем недавно я получил уведомление от одной из западных фирм, о поступлении в продажу нового семинара с интересными трюками. Фирма даже предлагала скидку на диск. Посмотрев рекламный ролик, я тут же захотел приобрести этот семинар. Но в этот же момент решил проверить, а нет ли его уже на Торрент-Трекере, с которого я смогу скачать его совершенно бесплатно. Оказалось, что этот семинар уже там есть. Поддавшись искушению, я его скачал, и с удовольствием посмотрел. И мне стало стыдно.
Поясняю ситуацию. Мне вовсе не стыдно за то, что я бесплатно скачал этот семинар, хотя автор предлагал мне его купить. Ситуация гораздо сложнее. Само понятие интеллектуальной собственности в наш век должно претерпеть серьезное изменение. И это изменение уже происходит из-за того, что продажа неких идей и произведений становится сложным и неблагодарным делом. Правообладатели изыскивают все новые и новые способы юридической, физической, моральной и программной защиты интеллектуальных продуктов своего творчества.
На мой взгляд, многими «производителями» интеллектуальной собственности движет неуемная алчность. Они не умеют и не хотят делиться своим творчеством. А ведь сейчас, когда в мире появились мощные средства копирования любых интеллектуальных продуктов, авторам необходимо просто смириться с тем, что созданное ими, и попавшее в Интернет, произведение становится мгновенно достоянием множества людей. Интеллектуальное творение, размещенное в сети, напоминает мне выдыхаемый каждым человеком воздух: как только его выдыхают, эти соединенные как-то иначе при выдохе частицы газа уже не твои - воздух Земли принадлежит всем! Ведь и сам творец этого нового имеет такую же бесплатную возможность вдыхать воздух везде, как и пользоваться всеми созданными другими людьми идеями. От этого он только будет становиться богаче. Поэтому Интернет - это примерно такая же интеллектуальная атмосфера, как и воздушная атмосфера, окружающая планету Земля. Разумеется, она также изрядно засорена всяческими отходами, как и воздушная среда, но ведь мы дышим тем воздухом, который попадает в наши легкие. А иные создатели интеллектуальной продукции пытаются создать изолированные дворцы (кинотеатры), в которых будут присутствовать созданные ими ароматы, в которых можно комфортно рассматривать придуманные ими движущиеся картинки. За это надо заплатить правообладателю. А тех, у кого денег нет на посещение кинотеатра, безжалостная полиция вышвырнет из зала, как двух бедных детей в замечательном фильме «Хранитель времени». Те, впрочем, сумели убежать подальше, а потребителей «пиратской» продукции правообладатели обещают привлечь к суду.
Поэтому я с самым глубоким уважением отношусь к авторам, например, программной продукции, когда в Интернете встречаю сообщение, что данная программа распространяется бесплатно. Для меня это означает одно: авторы изыскали цивилизованный способ получить вознаграждение за свой труд, не лишая всех остальных возможности бесплатно пользоваться созданным ими продуктом. Я - за такое отношение к интеллектуальной собственности.
В настоящее время начинают предприниматься робкие попытки изменить законы об интеллектуальной собственности.
Российский союз правообладателей (РСП), президентом которого является Никита Михалков, с 2010 г. имеет «законное» право собирать в пользу правообладателей авторские отчисления с производителей и импортеров аудио- и видеоаппаратуры и носителей информации. Установленный правительством размер вознаграждения - 1 % от стоимости оборудования. До 15 % сборов РСП может использовать на собственные нужды. В 2011 г. РСП планировал собрать 100 миллионов долларов, но к ноябрю было собрано всего 10-15 %. Здесь все было придумано прямо-таки иезуитски: союз собирал свой процент на том основании, что на дисках или флешках может быть(!) размещена пиратская продукция.
Акушинский районный суд Республики Дагестан 2 марта 2012 года признал незаконной регистрацию организации РСП в Минюсте. Иск с этим требованием подал певец Курбанмагомедов, который указывал, что в соответствии с Гражданским кодексом получать вознаграждение за использование авторских прав имеют право лишь сами авторы, исполнители и производители фонограмм, а также аудиовизуальных произведений, а среди учредителей РСП правообладателей практически нет[16].
Возвращаясь к братьям Сафроновым, хочу заметить, что мне стало стыдно за весь оголтелый спектакль осуждения этих артистов. Все больше и больше эта интернетовская травля братьев начинает походить на свирепые действия волчьей стаи. Впрочем, ещё больше происходящее напоминает и старую поговорку: «Собаки лают, а караван идет...»
В продолжающем развиваться конфликте всех «честных» фокусников с «предателями» Сафроновыми мне больше всего жалко маму братьев. Я увидел ее в фильме об этих иллюзионистах. Ее лицо светилось гордостью за сыновей, которые сумели добиться весомых результатов в жанре иллюзии. Но в то же время в ее глазах можно было прочесть и страшную тревогу за них. Мне показалось, что их мама лучше всех понимала все опасности, что подстерегают братьев в этой гонке за право именоваться первыми. И теперь мне искренне жаль ее, жаль за то, что она сможет прочитать на форуме фокусников все гневные, обидные эпитеты, которыми братьев от души награждают недавние коллеги, а теперь - противники. Я и сам поначалу искренне считал, что их разоблачения чужих фокусов перед зрителями - глупая, вредная и ненужная затея. От желания присоединиться к фокусникам, порицающим братьев за этот поступок, меня удерживали лишь слова Библии: «Не судите, да не судимы будете». И, как я теперь понимаю, удерживали не зря.
На форуме фокусников братьям Сафроновым постарались дать обидную, как это показалось форумчанам, кличку: их предложили впредь именовать «три поросенка» - как трех героев народной английской сказки. Фокусники или не читали эту сказку, или полностью забыли. Ничего обидного для братьев в этой кличке я, например, не нахожу. Три поросенка ведь в финале устояли против злого волка! Один из трех поросят сумел построить такой крепкий каменный дом, что они втроем в нем спаслись, а волк был опозорен!
В этой веселой и мудрой сказке я усматриваю полную аналогию творчеству братьев Сафроновых. Три поросенка, на мой взгляд, оказались единственными дальновидными жителями леса, которые вообще задумали построить дома, пусть разные и не одинаково надежные, но дома! Они не стали ждать милости от природы. Остальные зверьки ведь так и остались жить в норах, в дуплах, ночевать или под деревом, или в кустах. А братья-поросята стремительно рванули вперед, вышли, как теперь модно говорить, на более высокий цивилизационный уровень. Это мой взгляд на их творчество, и я постараюсь пояснить свою позицию.
В начале 2012 года в Украине стартовал новый проект братьев Сафроновых - «Украина чудес». Главный продюсер Нового канала Дмитрий Царенко создает действительно уникальное, не имеющее аналогов в России и в странах СНГ зрелище. За рубежом есть похожие передачи, которые по своему уровню, возможно, и превосходят это шоу. Я имею в виду несколько выпусков программы Пэнна и Теллера «Магическое и таинственное путешествие» (Penn and Teller -
Magic and Mystery Tour) и цикл передач Франца Харари «Планета магии» (Magic Planet. Franz Harary). Но у нас пока никто не может составить братьям Сафроновым конкуренцию в этом редком и чрезвычайно затратном проекте телевизионной магии.
В первой же передаче - а всего их заявлено четырнадцать - Андрей Сафронов заявляет от имени всех братьев: «Фокус жив, пока зрители не знают его секрет. Как только они его узнают - фокус умирает». Кажется, что братья выступают одним фронтом со своими обличителями. Но ведь практически одновременно с этим заявлением на Украинском телеканале, братья разоблачают несколько своих крупных иллюзионов на Российском первом канале! Да это же ведь прямо две оборотные стороны медали. Ну не может здравомыслящий человек быть столь противоречивым! Не братья Сафроновы, а двуликий Янус получается. Мистика!.. Но, может быть, действительно, какая-то мистика здесь присутствует? И в действиях братьев нет никаких противоречий? Конфликт тогда оказывается просто надуманным конфликтом, возникшим из-за неправильной оценки, непонимания действий братьев.
На мой взгляд, для распознавания скрытых планов и объяснения противоречивых действий, следует рассмотреть «мистическую» версию события: братья не просто так, ради денег или славы, разоблачают принципы действия иллюзионных аппаратов. Они, на самом деле, выполняют старинный магический ритуал жертвоприношения Аполлону - покровителю искусств - и Дионису - покровителю театра. Ведь братья приносят в жертву самое дорогое - свои иллюзионные аппараты, которые служили им верой и правдой многие годы. Вслушайтесь еще раз в слова Андрея: братья отдают себе отчет в том, что разоблаченный фокус умирает. Мало того, раскрывая секрет трюка, братья сами становятся жрецами, приносящими этот аппарат в жертву, обрекающими его на заклание. Разоблачение секретов становится тогда не предательством своего любимого искусства, а важнейшим магическим ритуалом, позволяющим артистам избавиться от старой кожи, преобразиться и впитать энергию этой жертвы. И с новыми силами стремительно рвануться вперед на следующий уровень мастерства, понимания и служения.
В новом обличье братьям следует простить немного странные костюмы: они оставляют за собой старый, и теперь уже хорошо узнаваемый, имидж. Но обратите внимание, насколько изменилась они сами и манеры их поведения. Сафроновых невозможно узнать - их речь стала внятной, разборчивой, как и их новые уважительные и благородные манеры в общении со своими зрителями. Впрочем, появился и простой юмор, очень благожелательно встреченный зрителями. Появилась и доктрина, которую озвучивает Илья Сафронов: «Ты должен все свое время посвятить иллюзии, должен постоянно совершенствоваться, тогда ты станешь лучшим». Братья подняли на совершенно новый уровень самый, пожалуй, современный и востребованный вид иллюзионных представлений - телевизионное иллюзионное шоу. Они могут показать в этом шоу абсолютно все виды современного иллюзионного искусства: манипуляции, небольшие аппаратные трюки, ментализм, крупные иллюзионы. В это шоу совершенно органично вписываются и кинотрюки - то, что невозможно показать на сцене, но можно отлично спрятать в ряду «живых» фокусов. Для этого надо иметь великолепное воображение, или привлечь к работе опытных сценаристов и режиссеров. И все это безукоризненно представлено в многосерийном телевизионном проекте «Украина чудес». Хочется отдельно отметить мастерскую работу операторов и монтажеров, придающую легкость и потрясающую зрелищность всем эпизодам фильма. А самое главное то, что в этом проекте присутствует интрига - те городские легенды и мифы, которые братья озвучивают и подкрепляют своими чудесами. Интригующая атмосфера детектива, сдобренного легким налетом чарующей магии, притягивает к экрану огромное число зрителей, которые во время просмотра преображаются и забывают обо всех телевизионных скандалах на других каналах. Вот в этой возможности преображения и зрителей, и самих артистов я вижу органичное слияние современной магии и телевидения.
В марте 2012 года, на мой взгляд, конфликт магов подошел к своему естественному завершению. На форуме фокусников перестали появляться сообщения, все, кто хотел, уже подписались под воззванием Александрова. Вот этим, по сути дела, все и закончилось. Российская ассоциация иллюзионистов в конце февраля провела дискуссию, в которой каждый желающий мог высказать свое мнение по этическим проблемам. В марте уже никто ничего не вспоминал, и никаких споров не было. Можно констатировать, что буря улеглась. И, скорее всего, это была буря в стакане воды...
Из мирно завершившегося конфликта можно сделать несколько выводов.
Братья Сафроновы своими разоблачениями нарушили негласное этическое правило иллюзионистов - никогда не раскрывать секрет трюка перед зрителями. Возможно, тем самым они создали новое правило. Или своими фокусными методами интерпретировали гораздо более старое правило: молодое вино нельзя заливать в ветхие меха. Отречёмся от старого мира, отряхнём его прах с наших ног!
Но тогда получается, что все противники братьев - приверженцы этого самого «старого мира». Они больше всего на свете боятся, что зрители будут знать секреты их ремесла. Боятся этого они по очень простой причине: недальновидные иллюзионисты считают, что сущность профессии фокусника определяется секретом аппарата или какого-то приема. Самих себя как артистов они автоматически помещают на задний план. Винить их за такую приземленность взглядов в принципе нельзя. Зрителей тоже ведь эти аппараты удивляют. Лишь немногие зрители восхищаются талантливыми артистами. Очень редко бывает так, что в зрелище органично сливаются и трюки, и личность артиста. Тогда фокусы превращаются в Магию!
Беда всех фокусников, обозначивших свое мнение на интернетовском форуме, в том, что они в своем сознании объединили виртуальное пространство Интернета и телевидения с совершенно реальным географическим пространством России и Украины. И их, казалось бы, весьма эффективные действия в этом виртуальном пространстве не могут иметь практически никакого эффекта в реальной жизни. У братьев Сафроновых гастроли расписаны на полгода вперед, они не сидят на месте. Они живут в этом реальном мире и действуют по его законам.
[1] http://www.newsland.ru/news/detail/id/865262 (обращение 20.01.2012).
[2] http://www.newsland.ru/news/detail/id/865262 (обращение 20.01.2012).
[3] http://www.1tv.ru/sprojects_in_detail/si=5832 (обращение 27.02.2012).
[4] http://www.1tv.ru/sprojects_editions/si=5832&w=34009 (обр. 23.02.2012).
[5] http://www.youtube.com/watch?v=l-uG59l9vb0 (обращение 22.02.2012).
[6] http://vk.com/club35550895?z=video91828220_161919394%2F7971033f1c5 b7e940e (обращение 23.02.2012)..
[7] Семенов В.А. Трансформационный подход в теории конфликта http://aconflict.ru/2008/08/13/va-semenov-transformacionnyj-podxod-v-teorii-konflikta/> (обращение 25.02.2012).
[8] http://www.tvpokaz.com/media/262930/Pust-govorjat-s-Andreem-Malahovym-Uri-Geller-Korol-gnutyh-lozhek (обр. 25.02.2012).
[9] http://www.youtube.com/watch?v=5MUfH2YQXsQ (обр 25.02.2012).
[10] http://www.youtube.com/watch?v=bx79CZ9roTE (обр. 25.02.2012).
[11] http://www.ruscircus.ru/forum/index.php?showtopic=19028&st=60 (обращение 22.02.2012).
[12] http://www.uralinform.ru/reports/society/147158-ekaterinburgskii-cirk-boikotiruet-razoblachitelei-phokusov/ (обращение 22.02.2012).
[13] Карташкин А. Фокусы. Занимательная энциклопедия. М.: 1997. С. 184.
[14] Аркадий Аполлонович Семплеяров - персонаж романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
[15] http://www.youtube.com/watch?v=j-VKGrvnU0c (обращение 28.02.2012).
[16] http://www.vedomosti.ru/tech/news/1535487/syurpriz_dlya_mihalkova.