Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Сравнительно недавно в культурологических исследованиях появилось понятие глобализации культуры. Взаимодействие культур, несомненно, осуществлялось и в прежние исторические эпохи, но такой размах этот процесс приобрел только во второй половине ХХ в. и с тех пор продолжает ускоряться [4].

Гиперглобалисты говорят, что глобализация неизбежно вызывает ломку и ускоренное исчезновение национальных культур. Скептики утверждают, что национальные правительства не утратили власти, они осуществляют разработку и реализацию основных направлений культурной политики, защиту исторического культурного наследия, поддержку новых проектов. Трансформисты утверждают, что глобализация принципиально меняет жизненную среду и проецирует возникновение новых типов цивилизации, культуры и человека [4].

Как бы то ни было, каждая культура обладает уникальностью и неповторимостью и достойна быть представленной на карте мировой культуры [4]. В свете возникшей ситуации с интенсивным взаимопроникновением культур вопрос национальной культурной политики сегодня стоит особенно остро.

В представленной статье хотелось бы рассмотреть городской ландшафт как одно из явлений культуры, но для начала необходимо определиться, что же считать культурой.

Слово «культура» (cultura) было введено в оборот древними римлянами как противопоставление слову природа (natura), и означало оно культивирование, т.е. возделывание, выращивание чего-либо, поначалу - растений и животных, обработку почвы. Вот этот первичный смысл - понимание культуры как неприродного, возделанного, обработанного, улучшенного, усовершенствованного по отношению к естественному - сохранился до наших дней [4].

Разумеется, городской ландшафт является примером непосредственного преобразования окружающей среды человеком, что, исходя из данного выше определения, уже являет собой культуру. Однако помимо преобразования как такового, гуманистически ориентированное понимание культуры подразумевает позитивные преобразования.

Культура, согласно Г. Зиммелю, представляет собой те вещи, которые... ведут к самоосуществлению души либо представляют собой те отрезки пути, по которому индивид или сообщество должны идти к более возвышенному существованию [1].

Встает закономерный вопрос, любой ли антропогенный ландшафт можно считать явлением культуры? Ведь далеко не каждый пример современного городского ландшафта «ведет к более возвышенному существованию».

Это же определение культуры подталкивает нас к рассмотрению процесса преобразования ландшафта, как процесса самореализации индивида. В городе наряду с ландшафтными архитекторами и градостроителями активное участие в формировании городской среды принимают непосредственно жители. И культурность ландшафта напрямую зависит от культурности каждого человека общества.

Городской ландшафт - суммарный продукт одновременного творчества каждого отдельного человека и градостроителей, поэтому он ни в коей мере не может рассматриваться, как продукт индивидуального производства, хотя и содержит его в себе. Ландшафт несет в себе представления о красоте и функциональности общества, отражает общий культурный уровень страны-города-района.

С семиотических позиций культура - это совокупность знаковых систем, с помощью которых человечество или данный народ поддерживает свою сплоченность, оберегает свои ценности и своеобразие своей культуры и ее связи с окружающим миром [2].

В современном мире культура приобретает значение фактора, способствующего консолидации и сплочению общества, преодолению тенденций изоляционизма, выработке национально-этнического самосознания и чувства причастности к историческому процессу [4].

Несомненно, как аспект культуры городской ландшафт может служить для сплочения народа, т.е. несет в себе функцию самоидентификации личности - отнесения себя к той или иной группе. Однако неблагоприятный ландшафт наоборот может вызывать отторжение и стремление противопоставить себя ему. Например, люди, проживающие в определенном районе, или идентифицируют себя с социумом этого района, или же противопоставляют себя ему, однако, так или иначе, соотносятся непосредственно с городским сообществом и его средой.

Здесь хорошо вспомнить теорию разбитых стекол, предложенную Джеймсом Уилсоном и Джорджем Келлингом, согласно которой явные признаки беспорядка и несоблюдения людьми принятых норм поведения провоцируют окружающих тоже забыть о правилах. В результате возникающей цепной реакции «приличный» городской район может быстро превратиться в клоаку, где людям страшно выходить на улицу. «Теория разбитых окон» очень понравилась многим политикам, и ее вскоре стали применять на практике. Тщательно следя за чистотой улиц и смывая граффити со стен, нью-йоркские власти не только приучили граждан вести себя культурнее, но и добились значительного снижения преступности в городе [5].

В Нижнем Новгороде, к сожалению, достаточно часто встречаются неблагоустроенные, заброшенные, неухоженные территории, притягивающие к себе соответствующий контингент, тогда как избавление от таких криминогенных ландшафтов: своевременный уход за парками, систематический сбор и вывоз мусора - смогли бы значительно улучшить социальную обстановку города.

Помимо снижения преступности и алкоголизма благоустроенный городской ландшафт развивает чувство прекрасного среди населения, вызывает положительные эмоции, снижает социальную напряженность, повышает лояльность к властям.

Как говорил У. Черчилль «Сначала мы строим дома, а потом дома строят нас».

Пространственная среда города, являющаяся результатом деятельности человека, оказывает обратное воздействие на человеческое общество, влияя на формирование мировоззрения, образа жизни и отдельных людей, и общества в целом. Результат архитектурной деятельности одного поколения во многом предопределяет следующее поколение.

Во все времена архитектурные стили и направления являлись отражением идеологических, культурных воззрений общества. В архитектуре нашли отражения тирания и демократия, тоталитаризм и гуманизм, величие личности и роль «винтиков истории» [3].

Городской ландшафт является культурным наследием человечества и народа, он оказывает непосредственное влияние на проживающих в нем людей: является средством создания определенного впечатления, настроения, организует транспортные потоки, привлекает внимание к одним объектам, «маскирует» другие, заставляет людей действовать соответственно месту, где они находятся, влияет на стоимость жилья и офисных помещений, диктует многие экономические процессы. Ландшафт - мощное средство манипуляции. Им можно пользоваться осознанно или неосознанно: можно пустить все на самотек, а можно разработать целостную градостроительную политику, обеспечивающую безопасное пребывание в городе, культурное развитие населения, воспитание чувства прекрасного, снижение социальной напряженности, повышение лояльности к властям. Городской ландшафт может служить основой для самоидентификации человека со своей страной, городом, районом. Создание продуманного городского пространства - мощное направление национальной культурной политики.

Список литературы

  1. Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. - М.: Юристъ, 1996. - 672 с.
  2. Махлина С.Т. Семиотика культуры и искусства. Опыт энциклопедического словаря. Ч. II. - СПб. : Композитор, 2000. - 394 с.
  3. Кузьмин А.В. Свобода творчества и ее ограничения нормами и правилами // Градостроительство России XXI века: сборник научных статей РААСН. - М., 2001. - С. 15-19.
  4. Большаков В.П. Теория культуры [Электронный ресурс]. - http://lib.rus.ec/b/166292/read.