Разъемное соединение сборного одиночного подшипника скольжения ДВС (рис. 1) является элементом объединенной системы допусков и посадок многоопорного узла поддержки вала (МУПВ). Вкладыши коренных подшипников имеют аналогичную шатунным вкладышам технологию изготовления и, соответственно, могут иметь аналогичные статистические характеристики группы размеров по толщине, образующие c отверстиями коренных опор систему допусков и посадок разъемного со- единения [1].
Рис. 1. Вид сборочного подшипникового узла: Do - диаметр отверстий постелей, tв и tн - толщины верхнего и нижнего вкладышей соответственно, Nв и Nн - величины деформации верхнего и нижнего вкладышей при их затяжке в постелях при сборке, Dу.в. - диаметр условной втулки-подшипника
Цепь представлена диаметрами картера и крышки (рис. 2), а не радиусами в силу того, что значения погрешностей даются на диаметр. Аналогично в преобразованной цепи (рис. 3) рассмотрены диаметры, а не радиусы вкладышей (верхнего и нижнего) и, следовательно, удвоенная толщина нижнего вкладыша без включения в цепь верхнего и наоборот. Исходные данные: значения наружных диаметров вкладышей ; ; значения диаметров отверстий картера и крышки 125H7+0,040; внутренний диаметр вкладышей 110H7+0,035.
Рис. 2. Размерная цепь условной втулки-подшипника: А1, А2 - толщины верхнего и нижнего вкладышей соответственно, в районе между плоскостями разъема; А3, А4 - размеры постелей картера и крышки подшипника соответственно, составляющих одну коренную опору; А5 - звено погрешности формы поверхностей контакта постелей и вкладышей; АΔ - замыкающее звено, равное изменению ΔD у.в. диаметра условной втулки-подшипника
Рис. 3. Преобразованная размерная цепь, где В1, В10 - диаметр отверстия картера и крышки соответственно; В3, В12 - значения наружных диаметров верхнего и нижнего вкладышей; В6, В15 - значения внутренних диаметров верхнего и нижнего вкладышей; В5 и В8, В13 и В16 - толщины верхнего и нижнего вкладышей; В2, В4, В7, В9, В11, В14 - допуск отклонения формы; В17, В18 - двойная толщина верхнего и нижнего вкладыша; разность В∆1 и В∆2 составляет изменение диаметра условной втулки подшипника В∆
В результате расчета методом максимума-минимума были определены значения изменения диаметра условной втулки-подшипника: максималь- ное В∆max = 0,139 мм, минимальное В∆min = -0,197 мм при номинальном значении В∆ = 0 мм, допуск 0,336 мм.
После получения диаметров условных втулок, отклонения их отверстий рассчитывают величины отклонений толщины вкладышей. Расчеты изменения диаметра условной втулки-подшипника, отклонений толщин вкладышей имеют свою значимость при комплектовании селективной или индивидуальной сборок с целью снижения коэффициента неравномерности зазоров в одном МУПВ, определения запаса на износ подшипников скольжения [1].
Список литературы
1. Санинский В.А. Дестабилизация параметров масляного клина соосных подшипников скольжения // Автомобильная промышленность. - 2006. - № 3. - С. 14-16.