По мере расширения применения винтовых передач ужесточаются требования к снижению их массы, габаритных размеров, повышения КПД, надежности и долговечности. В обеспечении этих требований (наряду с изготовления, выбором оптимальных расчетных материалов, термообработки), решающая роль принадлежит совершенствованию методов расчета напряженного состояния винтовых поверхностей, сопрягаемых деталей.
Несоосные передачи являются усовершенствованной формой передач винт-гайка и в тоже время наиболее общим видом винтовых механизмов предназначенных для преобразования вращательного движения в поступательное включающем в себя большое число как схемных, так и конструктивных решений - внутреннего сопряжения витка с резьбой кольцевой гайки или внешнего сопряжения с резьбой одного или нескольких роликов. Отличительной особенностью несоосных винтовых механизмов, по сравнению с другими типами винтовых механизмов, является фрикционный характер передачи движения.
Данная работа посвящена построению математической модели расчета напряжений винта несоостного винтового механизма (НВМ) на основе экспериментальных данных. Экспериментальные данные напряжений получены по методу тензометрии. Проволочные датчики сопротивления наклеиваются на поверхность детали, имитирующий винт НВМ. С целью получения достоверных результатов проведено большое число опытов. Ошибка измерений при достаточно высоком коэффициенте тензочувствительности тензодатчиков (3,5), определенная на стадии тарировки составляет 5...8 МПа. Эта величина не более 7..12% от измеряемой величины, что допустимо.
Построение математической модели напряжений от действующих сил проводилась с использованием степенных полиномов.
Получена математическая модель расчета экспериментальных напряжений винта НВМ. Может использоваться для расчета винтовых механизмов валов.