Внедрение информационных технологий в течение последнего десятилетия происходит в различные области деятельности, в том числе в туристическую индустрию.
Современные требования туризма и его систем профессионального образования актуализируют проблему методического обеспечения программы обучения с использованием новых подходов, методик и технологий. Выделим некоторые компоненты, которые необходимо включать в состав обучающей компьютерной системы:
- Работа с клиентом: подбор тура из списка «пакетов услуг», подбор и калькуляция индивидуального тура для клиента, бронирование пакета услуг, заключение и ведение договоров и дополнительных документов, статистика оплат клиента.
- Работа с партнерами: закупка услуг - гостиницы, авиакомпании и т.д.; автоматическое формирование прайс-листов фирмы на основании условий контракта с поставщиками услуг; система продажи «пакета услуг» фирмам-агентам; подготовка стандартных и индивидуальных «пакетов услуг» для каждого партнера, контроль поступления заявок и оплаты от агентов; использование нескольких методик при расчетах (предоплата, оплата по факту и т.д.).
- Описание: маршрутов, отелей, предоставляемых услуг и т.д.
- Ведение баз данных фирм: полный учет информации о партнерах или клиентах (анкеты, договоры, заявки туристов, реквизиты партнеров и т.д.).
- Калькуляции туров: с учетом нюансов (сезонных скидок, особых условий и т.д.)
- Получение аналитических отчетов о работе фирмы: заполняемость и прибыльность рейсов, направлений, включая общие сведения о прибыльности работы фирмы.
Перспективным направлением в создании программных средств для обучения в туризме является разработка и внедрение имеющихся интеллектуальных обучающих систем, в частности экспертных систем. Интеллектуальные системы позволяют сохранит накопленный опыт экспертов с последующей передачей его обучаемому, являясь ценным средством обучения и контроля.