Приручить ветер, заставить его работать на себя - столь смелую мечту человек пытался осуществить ещё в глубокой древности. Неизвестно, кто и когда поставил на судно парус. Зато известно, что это гениальное изобретение совершенствовалось на протяжении многих столетий, пройдя путь от примитивного полотнища, до сложнейшего механизма, требующего согласованных действий десятков людей. Слово «парус» происходит от греческого «фарос», что означает «полотно», «ткань»; в древности на Руси использовался другой термин - «ветрило». Паруса подразделяются на прямые и косые. Прямые паруса - ставятся попёрек судна и крепятся к реям, поднимающимся на мачты и стеньги. Косыми называют такие паруса, которые при перемене курса относительно ветра поворачиваются вокруг одной из своих шкаторин.
Олицетворением «золотого века» паруса по праву считают чайные клипера - подлинные шедевры деревянного кораблестроения. Термин «клипер» появился в США - в начале XIX века так называли особую разновидность шхун и бригантин, строившихся в Балтиморе. Для этих судов были характерны необычайно острые обводы корпуса, увеличенная килеватость, сильно наклонённые к корме мачты, большая площадь парусов. Клипера обладали отличной скоростью, хорошо всходили на волну, превосходно удерживали курс в любую погоду, за что пришлось заплатить уменьшением объема грузовых трюмов и увеличением осадки.
Основным товаром, сулившим купцам немалые прибыли, был китайский чай. Перевозимый на старых судах, он иногда находился в пути по 12 месяцев и более, что сильно снижало его качество. «Гончие псы океана» - такое прозвище получили клипера на Британских островах - доставляли грузы из Китая за три-четыре месяца. Поэтому в 50-х гг. XIX века развернулась жестокая конкурентная борьба между английскими и американскими владельцами клиперов за право перевозить чай в Европу. В 1866 году состоялась «великая гонка» «чайных клиперов». Первым в Англию через 99 суток после старта прибыл клипер «Ариэль», через 10 минут - «Тайпинг» и ещё через 4 часа - «Серика». Однако открытие в 1869 году Суэцкого канала быстро сделало эксплуатацию этих судов нерентабельной.
Примерно в 1888 году начался новый и последний бум в истории парусного судостроения: флоты ведущих морских держав стремительно пополнялись огромными стальными судами. За обилие парусов на высоких мачтах их прозвали винджаммерами (от англ. windjammers - «выжиматели ветра»). Парусная оснастка винджаймеров по сравнению с их предшественниками претерпела ряд изменений: увеличилось количество парусов и число мачт, рангоут и такелаж изготавливались из стали. В результате у винджаймеров появилась одна особенность - механизмы для снастей бегучего такелажа. Таким образом, три основных фактора - малая численность экипажа, использование дарового источника энергии и максимальная вместимость - предопределили успешную конкуренцию «выжимателей ветра» с грузовыми пароходами.
Начиная с 20-х годов XX века, когда сошли со сцены последние винджаммеры (они остались только в качестве учебных судов), ветровая энергия на морских транспортных судах практически не использовалась.
Интерес судовладельцев и судостроителей к этому вопросу возник в середине 70-х годов текущего столетия в связи с резким ростом мировых цен на нефть и возможной перспективой её дальнейшего удорожания.
Из наиболее серьезных разработок принципиально новых типов транспортных судов с парусным вооружением относится созданный в ФРГ проект парусника для навалочного груза - «Dynaschiff» с прямым парусным вооружением Dynarig. Принципиально новое парусное вооружение Dynarig характеризуется полной механизацией всех операций с парусами при маневрах судна, включая их постановку и уборку, без необходимости работы команды на реях.
Несколько особняком стоят суда с роторами Flettner. Хотя эти роторы и не дают возможности двигаться против ветра без помощи судового механического двигателя, но их высокое аэродинамическое качество позволяет лавировать значительно круче к ветру, чем парусникам с классическим прямым и смешанным вооружением. Результаты расчетов и натурального эксперимента показывают, что роторное судно сохраняет более высокую скорость, чем сопоставляемое парусное, в значительно более широком диапазоне курсовых углов ветра.
Комбинация роторов Флеттнера и прямого парусного вооружения, позволяет ожидать достаточной экономической эффективности даже при перевозках высокотарифицируемых грузов.
Список литературы
1. Кэмпбелл, Дж.Ф. Чайные клипера. - Л.: Судостроение. - 1985. -208 с.
2. Балакин, С.А. Винджаммеры: «Падую» и другие // Морская коллекция. - 1998. - №3. - С. 1-32 .
3. Чижевский, Ю.А. Использование энергии ветра на современных судах // Судостроение за рубежом. - 1982. - №4 -С. 48-64.