ОАО «Полиметалл» - ведущая российская горнорудная компания по добыче и производству золота, один из крупнейших в мире производителей серебра. «Полиметалл» добывает золото и серебро и ведёт геологоразведочные работы в четырёх регионах Рос- сии - Магаданской области, Хабаровском крае, Свердловской области и на Чукотке, а также в Казахстане.
Албазино-Амурск - самый крупномасштабный и перспективный проект компании «Полиметалл». В 2009 году началось строительство горно-обогатительной фабрики на месторождении Албазино и Амурского гидрометаллургического комбината.
АГМК - первое в России предприятие, где для извлечения золота из концентратов упорных руд будет применен метод автоклавного окисления. Ввод комбината в эксплуатацию позволит приступить к освоению месторождений Дальнего Востока, ранее не развивавшихся из-за отсутствия жизнеспособной технологии переработки.
Основной элемент технологической цепочки - автоклав - был установлен на промплощадке в ноябре 2010 года.
Данный автоклав стал результатом международного сотрудничества. Проект установки разрабатывался канадскими и германскими специалистами. Непосредственной реализаций проекта занималось китайско-японское предприятие «Шанхай маримацу», поэтапная доставка аппарата к месту назначения осуществлялась бельгийской компанией, специализирующейся на перевозке промышленного негабаритного тяжеловесного оборудования.
Подобного рода современных инновационных автоклавов в мире можно пересчитать по пальцам, в России данное оборудование будет эксплуатироваться впервые.
Автоклав - аппарат для проведения различных процессов при нагреве и под давлением выше атмосферного. Автоклавы применяются в химической промышленности; в гидрометаллургии (выщелачивание с последующим восстановлением из растворов цветных и драгоценных металлов, редких элементов).
Путешествие автоклава было непростым, так как данное оборудование длиной 26 метров, высотой 5 метров, весом около 200 тонн относится к Уникальным крупногабаритным тяжеловесным грузам.
Для перевозки автоклава были рассмотрены две схемы доставки в интермодальном исполнении:
Первая схема: транспортировка автоклава с суши на баржу в порту Шанхай, далее транспортировка по морю на барже до устья р. Амур и далее вверх по течению до г. Амурск, а затем транспортировка автоклава с баржи на сушу и далее до АГМК.
Проведенные исследования показали, что данный маршрут не приемлем для транспортировки ввиду ряда причин:
1. Сложная и дорогостоящая разгрузка/погрузка на существующем пирсе в г. Амурск.
2. Транспортировка через населенный пункт.
3. Пересечение с воздушными кабельными и трубными переходами.
4. Наличие подъездных, городских коммуникаций.
5. Пересечение с железнодорожными переездами.
6. Большое количество пересечений с высоковольтными ЛЭП.
Данная схема имеет большое количество препятствий, устранение которых является дорогостоящим процессом.
Вторая схема, которая и была принята к исполнению: автоклав, изготовленный в Шанхае, отправлен морским путем на теплоходе «Сергей Данилов» во Владивосток, где был перегружен на железнодорожную платформу и доставлен в Амурск.
В порту Владивосток автоклав был перегружен двумя мобильными портовыми кранами марки Gottwald HMK 4406, максимальная грузоподъемность каждого составляет 100 т.
Но как переместить автоклав с железнодорожной платформы? Для этого в Амурск из Европы привезли подъемную установку «Гантри». Именно этот гидравлический домкрат, а не обычный подъемный кран, приподнял 200-тонный груз над железнодорожным полотном. Но до площадки комбината - еще 7 километров по грунтовой дороге. Самоходный транспортер и доставил автоклав до АГМК. 20-осная «тележка» может выдержать вес даже в 600 тонн. Самоходная она потому, что управляется дистанционно, водитель здесь совсем не нужен.
Прибытие в Амурск автоклава знаковое и важное событие для строящегося гидрометаллургического комбината. Установку автоклавного окисления золоторудного концентрата называют сердцем всего масштабного проекта компании «Полиметалл» на Дальнем Востоке.