В настоящее время при строительстве и реконструкции автомобильных дорог в качестве дорожной одежды и ее основания используют, как правило, горячую асфальтобетонную смесь, то есть материал, получаемый на асфальтобетонных заводах (АБЗ) в результате смешивания в нагретом состоянии щебня или гравия, природного или дробленого песка, минерального порошка и нефтяного дорожного битума, взятых в определенных пропорциях.
В данном докладе представлен анализ результатов экспериментальных исследований процессов шумообразования в открытых рабочих зонах (свободное звуковое поле) и на рабочих местах (кабины операторов) обслуживающего персонала основного технологического оборудования АБЗ - асфальтосмесительных (АБСУ) и дробильно-сортировочные (ДСУ) установок (на примере АБЗ-4 «Капотня»).
В частности, на АБСУ были проведены измерения уровней звука (УЗ) и уровней звукового давлениях (УЗД) в нормируемых октавных полосах частот в следующих точках: рядом с загрузочным торцом сушильного барабана (СБ), в середине СБ, рядом с нагнетающим вентилятором воздуха горения и разгрузочным торцом СБ. Также были проведены замеры в дальней зоне открытой рабочей зоны приземного уровня (возле загрузочного бункера скиповой тележки), в ближней и дальней зоне рабочей зоны 2-го этажа, в рабочей зоне 3-го этажа, под накопительным бункером готовой смеси (место загрузки автосамосвалов), а также с обратной стороны АБСУ - у дымососа-вентилятора. Аналогичные измерения были проведены на ДСУ: открытые рабочие зоны приземного уровня и 2-го этажа возле предварительной дробилки и возле додрабливания. Шум АБСУ имеет средне-, высокочастотный характер с максимумами УЗД в октавных полосах частот 500, 1000 и 2000 Гц во всех измерительных точках (ИТ).
Максимальный УЗ (88-89 дБА в различных ИТ) генерируется при прохождении скиповой тележки через перегиб направляющих и носит ярко выраженный импульсный характер (2-3 импульса длительностью менее 1 с). Загрузка и разгрузка скиповой тележки не влияет на УЗД и УЗ в ИТ.
УЗ при измерениях вдоль СБ возрастает от 79 дБА (загрузочный торец СБ) до 84 дБА (середина СБ) и до 86,5 дБА (разгрузочный торец рядом с нагнетающим вентилятором воздуха горения).
УЗ в рабочей зоне 2 этажа максимален (87-88 дБА) в ближней к разгрузочному торцу и нагнетающему вентилятору точке и снижается до 84-85 дБА -
по мере удаления от нее к загрузочному бункеру.
УЗ в рабочей зоне 3 этажа на 3-6 дБА ниже (82-83 дБА), чем УЗ в зоне 2 этажа при тех же режимах работы АБСУ.
УЗ рядом с дымососом-вентилятором (с другой стороны АБСУ рядом со свечой) составляет 81-83 дБА, а на месте загрузки автосамосвалов (под накопительным бункером готовой смеси) - 74 дБА
Таким образом, можно сделать вывод, что основными источниками шума, превышающими нормативный уровень (80 дБА), на АБСУ Amomatic 200SM являются:
- ударные процессы при движении скиповой тележки через перегиб направляющих;
- дымосос-вентилятор;
- нагнетающий вентилятор воздуха горения и, возможно, аэродинамический шум факела горения со стороны разгрузочного торца СБ.
Шум ДСУ также является средне-, высокочастотным с максимальными уровнями в октавных полосах частот 500, 1000 и 2000 Гц, а при додрабливании (работает двухвалковая дробилка) в этот диапазон входят и октавы 125, 250 и 4000 Гц .
При работе только предварительной роторной дробилки и грохота УЗ в ближней рабочей зоне приземного уровня составляют 93-94 дБА , а в дальней зоне - 86 дБА. При додрабливании уровень звука возрастает до 105 дБА.
В открытой рабочей зоне 2 этажа УЗ возрастает на 4-5 дБА (99-100 дБА в ближней зоне - и 89-90 дБА в дальней зоне).
Как и следовало ожидать, основными источниками шума на ДСУ Brechanlage BRG2000 + BZG1200 с уровнями, значительно превышающими нормативную величину 80 дБА, являются дробилки.
Список литературы
1. Иванов Н.И. Инженерная акустика. Теория и практика борьбы с шумом: учебник. - М.: Университетская книга, Логос, 2008. - 424 с. (Новая университетская библиотека).