Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

В настоящее время наблюдается массовость и постоянно растущие темпы процесса автомобилизации, приводящие к несоответствию категорий дорог и улиц, даже существующие нормативные требования к ширине улиц и дорог в красных линиях не всегда соблюдаются. В результате чего город начинают испытывать повышенную транспортную нагрузку при невозможности расширения существующих дорог и улиц. Поскольку основная масса автомобилей сконцентрирована в городе, воздух не только обедняется кислородом, но и загрязняется вредными компонентами отработавших газов.

Проведенный анализ состояния атмосферного воздуха в г. Тюмени по официальным информационным источникам свидетельствует, что наиболее негативное влияние на качество атмосферного воздуха территорий, прилегающих к автомагистралям, оказывает автотранспорт. Транспортные потоки концентрируются в основном в центральной части города, особо критическое положение складывается в местах пересечения грузонапряженных магистральных улиц в часы максимальной интенсивности движения.

Выбросы автотранспорта в городской застройке поступают в приземный слой воздуха, где их рассеивание затруднено. В зависимости от распределения потоков автотранспорта на территории города под влиянием метеорологических условий рассеивания примесей формируются поля концентраций. Исторически сложившаяся городская инфраструктура определяет наборы примесей, подлежащих мониторингу, характерному для каждого города. Таким образом, при современной планировке городской застройки важно знать состояние загрязнения атмосферного воздуха.

Для получения экспериментальной информации об уровне загрязнения атмосферного воздуха на конкретных территориях в г. Тюмени были проведены маршрутные наблюдения за транспортными потоками в улично-дорожной сети. Натурные исследования проводились в течение 2009-2010 гг. Все анализы проводились на базе аналитической лаборатории ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области». В точках мониторинга велось наблюдение по минимально достаточным показателям, позволяющим контролировать эколого-гигиеническую ситуацию с наименьшим временем. Отбор проб проводился с 6 до 13 ч и с 14 до 21 ч. Одновременно замерялась скорость ветра (м/с) и отмечалось его направление. Замеры проводились на уровне 1,5 м от уровня земли, в зоне дыхания человека. В качестве рабочих приборов были выбраны газоанализаторы «TESTO-445» и «АНКАТ-7631». Измерения атмосферного воздуха и анализ были выполнены для основных загрязнителей: взвешенные вещества, диоксид азота, диоксид серы, оксид углерода. Проведенные натурные измерения атмосферного воздуха данной лабораторией по городским автомагистралям с наиболее интенсивным движением подтверждают наличие загрязнений в атмосферном воздухе.

Так, например, на одном из исследуемых участков - по улице Холодильной отмечены незначительные превышения санитарно-гигиенических нормативов химического воздействия для жилой застройки. Результаты показателей превышающих нормативные значения за период 2009-2010 гг. представлены в таблице.

Результаты показателей превышающих нормативные значения

Период

Точка отбора

Определяемые показатели

Результаты исследований среднесуточной концентрации, мг/м3

Величина допустимого уровня среднесуточной концентрации, мг/м3

Май,

2009 г.

ул. Холодильная (обочина дороги)

Взвешенные вещества

0,43

0,15

Июнь,

2009 г.

ул. Холодильная (обочина дороги)

Взвешенные вещества

0,47

0,15

Июль,

2009 г.

ул. Холодильная - ул. Энергетиков (перекресток)

Взвешенные вещества

0,23

0,15

Диоксид азота

0,07

0,04

Август,

2009 г.

ул. Холодильная - ул. Энергетиков (перекресток)

Диоксид азота

0,07

0,04

Сентябрь,

2009 г.

ул. Холодильная (обочина дороги)

Взвешенные вещества

0,23

0,15

Июль,

2010 г.

ул. Холодильная (обочина дороги)

Взвешенные вещества

0,19

0,15

Диоксид азота

0,06

0,04

Август,

2010 г.

ул. Холодильная (обочина дороги)

Взвешенные вещества

0,21

0,15

Сентябрь,

2010 г.

ул. Холодильная (обочина дороги)

Диоксид азота

0,06

0,04

Исследования загрязняющих веществ в атмосферном воздухе от потоков автотранспорта показали превышение взвешенных веществ и азота диоксида в весенне-летний период (май, июнь, июль, август) и осенне-зимний период (сентябрь). Небольшое отличие в сторону увеличения исследуемых показателей характерно и для других маршрутных постов. Измерения атмосферного воздуха, проведенные передвижной лабораторией на обследованных участках города показывают, что максимальные значения концентрации вредных веществ отмечаются на территориях, непосредственно примыкающих к проезжей части магистралей, по мере удаления концентрации должны уменьшаться, поэтому дальнейшей задачей является выявление приземных концентраций у фасадов зданий.