Scientific journal
Advances in current natural sciences
ISSN 1681-7494
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,775

Начало XXI столетия характеризуется формиранием инфосферы, под которой понимается глобальная информационно-коммуникационной среда жизни, образования, общения и производства. Ее организационно-технологической основой являются глобальные информационные сети, ядро которых составляет Интернет. Расширение возможностей сети Интернет, ее сервисов сделало возможным появление новых форм обучения, способствующих решению целого спектра задач, стоящих перед образованием.

Образовательная система России активно внедряет и использует информационные технологии, Интернет, методы дистанционного обучения и телеобучения. Их внедрение не только расширяет возможности процесса обучения, но и вносит качественные изменения в характера обучения и передачи знаний. Возникают новые формы и методы управления университетами и организации учебного процесса, происходит трансформация принципов организации, контроля и управления образовательными процессами, расширяются границы и возможности доступа преподавателей и студентов к мировым базам знаний и научных данных. Такое состояние образования требует философской рефлексии в плане осмысления и внедрения новой формы образования - дистанционного образования, при котором учащиеся могут находиться на расстоянии от создателя учебных материалов и могут учиться в любом месте по выбору (дом, работа, учебный центр) без непосредственного контакта с преподавателем [1].

В процессе такого обучения студент определенную часть времени под руководством и контролем тьютера осваивает учебно-практические материалы, проходит тестирование, выполняет контрольные работы в интерактивном режиме, осуществляемым с помощью Интернета и других средств сетевой коммуникации. Превалирующим аспектом такого образования становится коммуникативно-диалоговый аспект, который позволяет сделать дистанционное обучение на основе Интернет-технологий современной универсальной формой профессионального образования, ориентированного на индивидуальные запросы обучаемых и их специализацию, а также предоставляет возможность обучаемым непрерывно повышать свой профессиональный уровень с учетом индивидуальных особенностей.

Такое образование стало возможным в связи с приобретением феномена коммуникации новых черт. В 50-60-е гг. XX века происходит «психологизация» коммуникации, коммуникация начинает рассматриваться как человеческая. Антропологический аспект коммуникации вносит Грегори Бейтсон (Gregory Bateson) и Поль Вацлавик (Watzlawick et al., 1967). «В их подходах коммуникация рассматривается, прежде всего, как взаимодействие, признается, что каждый из участников оказывает влияние на ход этого взаимодействия. Подчеркивается, что коммуникация есть не просто передача-прием информации, но создание некой общности, некой степени взаимопонимания между участниками. Акцентируется необходимость обратной связи (feedback) и наложения сфер личного опыта (fields of experience) в создании этого взаимопонимания. В этой связи особое внимание отводится проблеме генерирования смысла (meaning) в коммуникативном взаимодействии» [2].

Также коммуникация в современном обществе приобретает статус основополагающего, первичного социального процесса, такого состояния человеческого бытия или способа человеческого существования, в котором человек становится участником, создателем преобразователем социального мира, действующем совместно, синергийно с другими участниками процесса. В этом смысле коммуникация есть сама жизнь (Watzlawick et al., 1967).

Следовательно, современное образование должно быть коммуникативным образованием, основанным на коммуникативных практиках и создающим в процессе коммуникации смыслы. Поскольку «коммуникация - не просто процесс обмена информацией, это процесс создания некой общности, в котором мы осмысливаем информацию и соотносим наши смыслы со смыслами наших коммуникативных партнеров, создавая, таким образом, определенную степень взаимопонимания» [3].

Список литературы

1. Алиева, Н.З. Образование в XXI веке: аксиологический аспект: монография / Н.З. Алиева, В.В. Котлярова. - Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2010. - 223 с.

2. Матьяш О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование // Сибирь. Философия. Образование. Альманах. Вып.6. - 2002. - С. 37-47.

3. См.: Там же.