Вопрос о допуске женщин к службе в армии совсем не нов. Существует мнение, что женское дело, которому они предназначены самой природой - рождение и воспитание детей. И, лишь, отдельные женщины, воспринимающие свой пол, как ошибку природы способны помышлять о военной службе. [2]. А ведь опыт привлечения на военную службу женщин имеет достаточно глубокие корни. Сведения об этом встречаются уже в первой половине III века и относятся к греческой армии [4]. В Российской истории к первым женским подразделениям относят те, в которые привлекались представители слабого пола в качества медсестёр, фельдшеров и врачей. Об этом имеются свидетельства с Крымской (1854-1855), Франко-Прусской (1870-1871), Русско-Турецкой (1877-1878) войн, Русско-Японской компании (1904-1905). В Первую мировую войну призыв на военную службу женщин носил уже массовый характер. В годы Второй мировой войны численность женщин составляла 8% от общей численности регулярных Вооружённых сил [3]. В настоящее время их количество превышает 10% [2].
Примерно с конца XX века ряд военных учебных заведений России стал готовить специалистов тех или иных воинских специальностей из числа девушек [3]. В 2002 году набор девушек-курсантов осуществляли 7 высших военных учебных заведений. К 2008 году количество вузов Министерства Обороны РФ, занимающихся подготовкой военнослужащих женского пола, увеличилось до 17. При этом как показали специальные исследования, практика ведения образовательной деятельности с девушками-курсантами потребовала иного подхода, явно отличающегося от построения процесса обучения и воспитания курсантов-юношей.
Анализируя традиционную модель организации образовательного процесса в военном вузе, можно констатировать факт, что на настоящий момент имеет место подход, существовавший не одно десятилетие и ориентированный на сугубо мужские коллективы курсантов, не учитывающий поло-ролевых особенностей обучающихся.
На современном этапе развития человеческого общества общеизвестно существование стереотипов мужественности и женственности, отражающих различия в предназначении и психики мужчин и женщин. Но факт телесного несходства мужчин и женщин, ещё не говорит о том, что именно от него происходят все остальные наблюдаемые различия между ними. Помимо конституциональной стороны эти отличия имеют социокультурный контекст, который отражает то, что в данное время в данном обществе считается свойственным и приемлемым для мужчин, а что для женщин. Для выделения и объяснения социокультурных причин межполовых различий введён в 1975 году термин «гендер», обозначающий специфический набор культурных характеристик, которые определяют социальное поведение женщины и мужчины [1] и вскрывает отличия «социального пола» от биологического [6].
Широкая проблематика гендерного подхода и его критическая направленность за последние двадцать лет позволили включить гендерный аспект во все существующие на сегодняшний день социально-гуманитарные исследования - от философии, социологии, права, истории до психологии, педагогики и лингвистики. Однако, при этом следует констатировать, что столь интенсивное развитие нового научного направления пока не привело к системному внедрению гендерного подхода в содержание отечественного высшего образования, тем более реализуемого в военных вузах, ранее не ориентированных на подготовку девушек-курсантов.
По определению Л.В. Штылевой, гендерный подход - это «совокупность представлений, предполагающих, что различия в поведении и воспитании мужчин и женщин определяются не столько их физическими особенностями, сколько воспитанием, распространенными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского, государственной гендерной политикой» [7].
Социальные изменения в обществе ведут к существенным переменам в культурных стереотипах поведения мужчин и женщин. Это вызывает у людей некоторый психологический дискомфорт. Одни говорят об опасности феминизации мужчин, другие - о возрастающей маскулинизации женщин. Еще в 80-е гг. И.С. Кон отмечал, что «происходит ломка традиционной системы половых ролей и соответствующих ей культурных стереотипов» [5].
Юноши и девушки, поступающие в военные вузы, уже имеют достаточно сформированные стереотипы своего поведения и опыт коммуникативных отношений, не всегда позитивный. Поэтому в процессе обучения необходимо воспитывать у курсантов обоих полов толерантное отношение к проявлению черт, свойственных противоположному полу. Как показывают проведенные опросы, около 40% курсантов-юношей негативно относятся к тому, что девушки получают военную специальность, 18% юношей считают обучение девушек пустой тратой времени и денег, 37% подозревают девушек в том, что они пришли в военный вуз не за образованием, а за женихами.
Гендерный подход к обучению и воспитанию курсантов военных вузов должен позволить отойти от традиционных трактовок представлений о понятиях «мужественное» и «женственное», которые, в свою очередь, являются конструктами индивида и культуры. Использование гендерного подхода в военном вузе обусловлено востребованностью целостной, саморазвивающейся, самореализующейся, конкурентоспособной личности, способно жить в новых условиях российской действительности и выполнять эффективно профессиональные обязанности в условиях модернизации Вооруженных сил; необходимостью научного обоснования ценностно-целевого содержания учебно-воспитательного процесса в военных вузах с учетом гендерного потенциала.
Список литературы
1. Боброва И.А. Психологические особенности личности женщин-сотрудников органов внутренних дел МВД России: дис. ... канд. психол. наук. - СПб., 2005. - 200 с.
2. Богословский М.М. Гендерный вопрос в российских Вооружённых силах / Независимое военное обозрение. - №42(638). - 12-18 ноября 2010 г. - С. 8.
3. Горелов А.А., Абаплов Ю.В. О взаимосвязи показателей успешности образовательной деятельности и функционального состояния девушек, обучающихся в вузах МО РФ с уровнем из двигательной активности // Культура физическая и здоровье. - 2011. - №2(32). - С. 60.
4. Итс Р.Ф. Женский лик земли. - Л.: Лениздат, 1988. - 224 с.
5. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. - 1981. - № 2. - С. 54.
6. Словарь философских терминов / науч. ред. проф. В.Г. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - С. 532.
7. Штылева Л.В. Теоретические подходы к разработке методики гендерного анализа в образовании // Гендерная социализация и высшее профессиональное образование: материалы науч.-практ. конф. (Новосибирск, 24-25 мая 2006 г.). - Новосибирск: Изд-во НГИ, 2006. - С.86-87.