Учебно-методическое пособие «Выявление различных форм туберкулеза у детей и подростков в лечебно-профилактических учреждениях» входит в структуру учебно-методического комплекса по специальности «фтизиатрия» факультета постдипломного образования. Предлагаемое пособие составлено в соответствии с Типовой программой дополнительного профессионального образования врачей по фтизиатрии - М.: ФГОУ-ВУНМЦ Росздрава - 2006 г. в рамках методического обеспечения занятий на циклах тематического, информационного и общего усовершенствования врачей по фтизиатрии.
Учебно-методическое пособие «Выявление различных форм туберкулеза у детей и подростков в лечебно-профилактических учреждениях» создано с целью создания возможностей к самообразованию врачей; расширения кругозора и профессиональных знаний врачей, перед которыми встают вопросы выявления и диагностики туберкулеза у детей и подростков.
Выявление и диагностика туберкулеза у детей и подростков является сложной и чрезвычайно важной задачей для специалистов, работающих в учреждениях здравоохранения. Основными причинами несвоевременной диагностики туберкулеза как у детей, так и у подростков в настоящее время служат дефекты выявления туберкулеза в учреждениях первичной медицинской помощи. Учебное пособие служит цели информационно-методической поддержки организационных, диагностических и дифференциально-диагностических технологий выявления легочного и внелегочного туберкулеза у детей и подростков.
Учебно-методическое пособие состоит из 5 разделов. Раздел «Организационные аспекты выявления и диагностики» дает возможность врачам общей лечебной сети ориентироваться в группах риска заболевания туберкулезом, особенностях организации и проведения туберкулинодиагностики, флюоро- и рентгенологического обследования, микробиологических, морфологических, иммуно-генетических и иммуно-ферментного исследований, а также в специфике обследования и наблюдения детей и подростков у фтизиатра. Раздел «Клинические аспекты выявления и диагностики туберкулеза в учреждениях общей лечебной сети» позволяет повысить уровень знаний и избежать ошибок в оценке клинических данных при диагностике туберкулеза у детей и подростков. Кроме того, она служит формированию «фтизиатрической» настороженности при оценке клинических данных. Особое внимание в разделе уделено таким сложным для врачей общей практики вопросам как параспецифические реакции при туберкулезе и интерпретация результатов обследования детей и подростков при диагностике туберкулеза. Раздел «Дифференциально-диагностические аспекты клинических форм туберкулеза у детей и подростков» расширяет кругозор врачей в области первичных и вторичных форм туберкулеза, бронхолегочных поражений, диссеминаций, деструкций и округлых образований в легких. Особое внимание уделено диагностике плеврального выпота. Раздел «Диагностические аспекты туберкулеза внелегочных локализаций» служит повышению уровня ранней диагностики у детей и подростков абдоминального туберкулеза, туберкулезного поражения костей и суставов, моче-половой системы, мозговых оболочек, периферических лимфатических узлов, кожи, глаз, перикарда. В учебно-методическом пособии выделен раздел с наиболее значимыми проблемами для выявления и диагностики туберкулеза у детей и подростков, такими как туберкулез у ВИЧ-инфицированных детей и субфебрилитеты у детей.
Пособие написано с учетом собственного многолетнего опыта работы, имеет четко структурированную форму представления материала, позволяющую практическим врачам расширять и углублять знания в области выявления и диагностики туберкулеза у детей и подростков в зависимости от профиля специальности. В тексте выделены наиболее важные для практических деятельности врачей элементы материала.
В конце каждого раздела пособия приведены тестовые задания для индивидуальной и групповой работы, что дает возможность закрепления полученных теоретических знаний, лучшего усвоения материала и создает мотивацию для самостоятельной работы у обучающихся. Список рекомендуемой литературы позволяет врачам самостоятельно продолжить углубление профессиональных знаний в вопросах выявления и диагностики туберкулеза у детей и подростков. В приложениях даны дифференциально-диагностические критерии туберкулеза, которые служат справочным материалом для практической деятельности врачей первичной медицинской помощи и фтизиатров, а также нормативно-правовые документы, определяющие деятельность лечебно-профилактических учреждений в области выявления и диагностики туберкулеза.
Представленное учебное пособие предназначено для практических врачей, перед которыми встают клинические проблемы диагностики туберкулеза у детей и подростков.