В монографии рассматриваются теоретико-практические основы создания модульно-рейтинговой технологии обучения. Происходящая в настоящее время смена образовательных стандартов требует разработки новых подходов к структурированию содержания обучения и прежде всего к разработке контрольно-оценочных процедур.
При реализации новых образовательных стандартов только модульно-рейтинговые технологии позволят осуществить компетентностно ориентированный подход, который положен в основу модернизации российского образования. Теоретические основы положений монографии конкретизированы на материале физики.
Основные результаты исследования проблемы проектирования и реализации модульно-рейтинговой технологии обучения физике в профессиональных учебных учреждениях, основанной на использовании модульного структурирования содержания обучения физике, фреймовом способе его представления в учебно-методических материалах и рейтинговой системе контроля учебных достижений обучающихся, нашли отражение в предлагаемой монографии. В целом, обоснована и экспериментально доказана эффективность модульно-рейтинговой технологии обучения физике студентов средних профессиональных учебных учреждений, основанной на принципах модульного структурирования содержания обучения, деятельностной направленности средств и методов обучения, учета познавательных потребностей обучающихся, паритетности отношений субъектов учебного процесса и системности контрольно-оценочной деятельности.
В книге приведена структура деятельности преподавателя по созданию и применению модульно-рейтинговой технологии обучения физике, отображающая этапы этой деятельности: комплексная диагностика педагогических условий, проектирование модульно-рейтинговой технологии, реализация модульно-рейтинговой технологии, оценка результатов применения модульно-рейтинговой технологии и коррекция элементов технологии. для каждого этапа выделены компоненты (содержательно-целевой, методический, результативный) и определены виды деятельности.
Уточнено понятие модуля в технологии: модуль является обособленной функциональной единицей модульно-рейтинговой технологии, которая включает в себя не только целостное, автономное содержание учебной информации, но и все компоненты методической системы (цели, содержание обучения, организационные формы и методы обучения, средства обучения, контроль и оценку результатов обучения).
Большое внимание уделяется обоснованию разработанных авторами конкретных приемов когнитивной визуализации учебного материала по физике с применением фреймов; рассмотрению предложенных моделей фреймов для структурирования и отображения учебной информации с учетом модульного строения учебной программы по физике (фрейм-рамка, фрейм-логико-смысловая схема, фрейм-сценарий), и требований к выбору способов их применения для формирования содержания учебных элементов модулей с заданной целью.
Определено, что применение рейтинговой системы контроля и оценки результатов обучения не только позволяет полно и целостно отражать динамику учебных достижений обучающихся, но и усиливает достоинства модульной технологии - направленность на увеличение самостоятельной учебной деятельности, технологическую и структурную гибкость, установление паритетных отношений субъектов учебного процесса, индивидуализацию обучения, пошаговый контроль результатов освоения модульной программы. Разработаны контрольно-измерительные материалы модульно-рейтинговой технологии обучения физике и система оценивания результатов учебной деятельности с учетом индивидуальных познавательных потребностей и возможностей обучающихся.
Экспериментально доказано повышение эффективности процесса обучения физике в профессиональных учебных учреждениях при использовании модульно-рейтинговой технологии обучения.
В монографии приведены учебно-методические материалы, имеющие практическую значимость: модульно-рейтинговая программа обучения физике в профессиональных учебных учреждениях; примеры отдельных учебных элементов и инструктивных листов, представляющих содержание модулей учебной программы; фрагменты итоговых тестов для контроля качества усвоения содержания учебной программы по физике; методическая документация для преподавателя по контролю и учету достижений обучающихся при реализации модульно-рейтинговой технологии обучения физике.
На основании результатов работы можно определить следующие направления дальнейших исследований:
Расширение использования в учебном процессе достижений новых информационных технологий и разработка учебно-методического обеспечения процесса обучения физике в электронном виде для создания возможностей самостоятельного и дистанционного образования.
Адаптация модульно-рейтинговой программы обучения физике к кредитной системе зачетных единиц путем сертификации ее структурных единиц.
Монография адресована специалистам системы профессионального образования, педагогам и всем заинтересованным лицам.